Банкиры врут
Фото: Paul Bradbury / Getty Images / Fotobank.ru

Фото: Paul Bradbury / Getty Images / Fotobank.ru

Склонность банковских работников ко лжи заложена в корпоративной культуре организаций финансового сектора, выяснили ученые

Работа в банковской сфере заставляет человека вести себя нечестно. Как пишет журнал Nature, к такому выводу пришли ученые из Цюрихского университета по итогам эксперимента с участием сотрудников крупного международного банка, который показал, что работники этой организации являются в целом честными людьми, но если им напомнить об их профессии, они начинают усиленно лгать. Исследователи подчеркивают, что аналогичные эксперименты, проведенные среди профессионалов в других областях, показывают, что такое поведение свойственно именно банковским служащим.

Поводом для исследования стали скандалы в финансовом секторе последних лет, когда старшие сотрудники компаний попадали в поле зрения властей в рамках дел о крупных махинациях. Этому факту существовало два объяснения: либо организации, имеющие дело с деньгами, привлекают к себе мошенников, либо корпоративная культура банков побуждает работников идти на обман.

Прямое сравнение банковских сотрудников с людьми других профессий не дало бы желаемого результата: фокус-группы настолько разнятся, что сравнивать их просто бесполезно. Группа ученых во главе с Аленом Коном использовала подход, согласно которому у человека может быть несколько условных личностей, основанных на их половой, этнической или профессиональной идентичности. Они разделили 128 испытуемых, работающих в одном банке, на две группы. В контрольной группе провели опрос, который включал вопросы на предмет самочувствия участников и удовлетворенности их своей жизнью, но не включал вопросы относительно профессиональной деятельности. Затем им предлагалось подбросить монету десять раз в уединенной обстановке и заполнить отчет о том, на какую сторону каждый раз она падала. Запись падения на заданную сторону приносило участнику денежное вознаграждение.

Во второй группе общие вопросы были заменены на вопросы о профессии. Например, вместо вопроса о том, сколько часов в день человек смотрит телевизор, его спрашивали, чем он занимается в банке. Таким образом испытуемых побуждали переключиться на личность банковского работника перед тем, как они начнут подкидывать монету.

Оказалось, что у контрольной группы распределение результатов отчета сходилось с ожидаемым биноминальным. Это значило, что люди честно записали, на какую сторону падала монета.

Результаты второй группы существенно отличались от ожидаемых. Если в первой группе доля выигрышных падений монеты составляла 51,6%, то во второй — уже 58,2%. А количество участников, солгавших во время заполнения отчета, составило 26% против 16%.

Ученые допустили, что объяснить такую ситуацию можно несколькими факторами: во лжи банковских работников могла быть виновата система премий, с помощью которых организация стимулирует улучшение производительности труда сотрудника или просто избыток вопросов о деньгах. Однако с помощью дальнейшего анализа и повторения экспериментов они отвергли эти возможности. В результате они заключили, что повышенная нечестность является именно чертой, прививаемой корпоративной культурой этих организаций. Исследователи отмечают, что честность особенно важна в сфере финансов, так как она напрямую влияет на повышение доходности банка и на экономику в целом. В будущем они собираются провести подобную проверку в банках, которые ввели в корпоративную программу тренинги по этике, и сравнить ее результаты с уже имеющимися.

«Важны не намерения, а потенциал» Далее в рубрике «Важны не намерения, а потенциал»НАТО обдумывает сотрудничество с Украиной, а пресс-секретарь президента РФ требует гарантий и грозит «принять меры предосторожности» Читайте в рубрике «Наука и технологии» Казань выбрала лучшие стартапыИнвесторы на Kazan Startup Weekend в ИТ-парке начали сотрудничество с несколькими стартапами Казань выбрала лучшие стартапы

Комментарии

19 ноября 2014, 23:49
Спасибо ученым, что они наконец рассказали простым людям, что банкиры врут...
20 ноября 2014, 12:31
Ага, то то ведь мы без них об этом и не догадывались))
20 ноября 2014, 11:27
Согласен, у самого жена банковский работник - постоянно пытается что-нибудь, да соврать.
20 ноября 2014, 12:04
А у моей с этим проблем, ей тяжело работать в этой сфере, потому что все на вранье. Бывает даже такое, что в сложной ситуации приходится искать решение у вышестоящего начальства, которое при негативном развитии ситуации отнекивается от своих же указаний. Их разве что на диктофон записывать , что бы свою правоту отстоять.
20 ноября 2014, 12:34
А у меня знакомый работал "банковским обличителем" одно время - ездил по банкам и записывал на диктофон то как общаются с клиентами банковские сотрудники.
Только вот лично я подозреваю, что это сами хозяева банков таким образом вычисляли тех сотрудников, которые не умеют "грамотно развести клиента"....)
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
История, политика и наука с её дронами-убийцами
Читайте ежедневные материалы на гуманитарные темы. Подпишитесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»