Узбекские ворота люфтваффе
Немецкий транспортный самолет Transall на авибазе в Термезе. Фото: Markus Schreiber / AP, архив

Немецкий транспортный самолет Transall на авибазе в Термезе. Фото: Markus Schreiber / AP, архив

Главным транспортным центром сил НАТО в Средней Азии может стать база немецкой армии — первая со времен падения Третьего рейха

К концу 2014 года США и их союзники, в частности Германия, намерены радикально сократить свое военное присутствие в Афганистане. Для бундесвера, как отмечают немецкие генералы, это самая масштабная логистическая операция за всю историю существования ФРГ. Для эвакуации личного состава и техники бундесвер задействовал авиабазу в узбекском городе Термез, которую немецкие военные эксплуатируют уже больше десяти лет. При этом, как считают эксперты, страны — члены НАТО заинтересованы в том, чтобы сохранить контроль над этой базой и после своего ухода из Афганистана.

Strategischer Lufttransportstützpunkt Termez

Расположенный на правом берегу реки Амударья, разделяющей Узбекистан и Афганистан, Термез многие века служил «воротами» вторжения, через которые в разных направлениях следовали полчища арабов, сельджуков и монголов. В переводе с древнеиранского «Тармиз» (Tarmiδ) — это место перехода или переправа.

В годы войны в Афганистане Термез стал транзитным пунктом для советских войск. Как рассказывает ефрейтор 345-го отдельного воздушно-десантного полка СА Александр Простаков, в декабре 1981 года его подразделение следовало через этот город с эшелоном новой техники. «Дальше по понтонному мосту на ту сторону афганский город Хайратон. Большой мост, по которому потом войска выводили, только строился», — вспоминает свой путь в Афганистан Простаков.

Большой железнодорожно-автомобильный мост, который поминает ветеран, получил название «Дружба» и позднее стал единственной легальной возможностью наземным путем попасть в Афганистан через узбекскую границу. С приходом талибов к власти в 1996 году, Ташкент на несколько лет закрывает движение по мосту Дружбы. Оно возобновилось вскоре после вторжения в Афганистан Международных сил содействия безопасности (ISAF), в состав которых вошли войска США, Великобритании, Германии и других стран — членов НАТО.

Через несколько месяцев после начала операции ISAF, в феврале 2002 года, Ташкент и Берлин заключают соглашение о передачи в аренду люфтваффе (немецкие ВВС) гражданского аэропорта Термез. Оно положило началу строительству де-факто первой военной базы Германии за пределами страны после окончания Второй мировой войны. Официально она называется Стратегическая транзитная авиабаза Термез.

Мост Дружбы в Термезе, 1982 год. Фото: В. Будан и А. Горокрик / фотохроника ТАСС

За короткое время в аэропорту была создана необходимая инфраструктура — немцы не жалели денег для создания своей перевалочной базы, только на модернизацию взлетно-посадочных полос, не годившихся для тяжелых военно-транспортных самолетов, было потрачено €12 млн.

На первых порах постоянный гарнизон базы насчитывал 300 солдат, которым было придано шесть транспортников Transall и семь вертолетов Sikorsky CH-53. Именно на «Трансалях» и «Сикорски» натовские солдаты и грузы преодолевали последний отрезок пути до пункта назначения в Афганистане — эта техника предназначена для полетов в зонах, где действуют системы ПВО.

Пиво, контрабанда и рок-н-ролл

Фактически, Термез был последней точкой соприкосновения военнослужащих ISAF с мирной жизнью перед началом «афганского турне». Здесь их высаживали с гражданских самолетов Airbus A310, после чего они ждали своей отправки в жилых блок-контейнерах, получивших название «Аэротель Термез» или обычных палатках. За первые четыре года работы через «ворота» базы прошли 125 тысяч натовцев и 10 тысяч тонн грузов.

Сегодня численность гарнизона сократилась до 110 человек. Заброшенные, по их меркам, в глухую провинцию, за тысячи километров от родины, солдаты страдают от тягот заморской службы и отсутствия развлечений. «В темном подвале дискотеки на главной улице Термеза практически пусто, заняты всего несколько столов: за двумя сидит парочка темнокожих узбечек, за третьим семеро бледных ребят, старающихся привлечь внимание местных красавиц в ожидании очередного подноса с пивом. Это немецкие солдаты из далекой Европы», — описывал быт военнослужащих бундесвера Spiegel в 2006 году.

Как пишет «Фергана», многие члены гарнизона подружились с местными жителями и участвуют в совместном контрабандном бизнесе. Военные самолеты не проходят таможенного контроля и поэтому идеально подходят для перевозки товаров в обход пограничников. «Везут и плазменные телевизионные панели, и микроволновки, и кондиционеры. За немецкой техникой образовалась своего рода очередь. Все желающие купить тот или иной товар уже знают заранее, когда придет очередной борт, делают даже предварительные заказы», — признался изданию житель Термеза, пожелавший сохранить анонимность.

Немецкие левые против узбекских властей

База стала важной статьей дохода для узбекских властей. До 2010 года размер арендной платы варьировался от €12 млн до €15 млн; по данным Human Rights Watch в 2005-2009 годах Ташкент получил за нее около €68 млн. Позже ежегодные выплаты Ташкенту выросли почти на миллион евро и дошли до €15,95 млн. Эта цифра упоминается в официальном ответе на запрос депутата Бундестага от фракции зеленых Виолы фон Крамон в 2011 году. Документ был засекречен задним числом, сообщала газета Frankfurter Rundschau.

По мнению фон Крамон, немецким чиновникам неприятно публично говорить о финансовой договоренности с Ташкентом. «Я думаю, что это форма выкупа. Я предполагаю, что из Ташкента последовала такая реакция: либо мы будем получать больше за базу, либо мы вас выкинем из страны», — цитирует депутата Deutsche Welle.

Нежелание властей ФРГ делиться сведениями о своей базе вполне объяснимо — с 2002 года американские военные эксплуатировали аэродром «Ханабад» недалеко от узбекского города Карши, но в 2005 году они были вынуждены оставить его — после того как узбекские силовики подавили силой массовые беспорядки в Андижане.

Вашингтон тогда резко осудил применение стрелкового оружия против демонстрантов, недовольных политикой властей. В свою очередь, Евросоюз ввел ряд санкций, в частности эмбарго на поставки Ташкенту оружия и военной техники, а также запретил въезд в ЕС 12 высокопоставленным узбекским чиновникам. Ответным шагом президента Узбекистана Ислама Каримова стал отказ американцам в праве аренды базы в Карши. Только спустя три года он разрешил США ограниченно использовать аэродром люфтваффе в Термезе.

Американские военные на аэродроме «Ханабад». Фото: Burt Herman / AP

Немцев гнев Каримова не коснулся — база продолжила работу в обычном режиме, ведь Германия с самого начала выступала против введения санкций. С момента широкой огласки фактов гибели сотен мирных жителей в Андижане, официальный Берлин балансирует между необходимостью сохранить стратегически важный аэродром и оппозицией, недовольной сотрудничеством с режимом Каримова. Члены левой и зеленой партий ФРГ неоднократно требовали разорвать сотрудничество с Ташкентом.

«НАТО использует для поставок грузов и стабилизации Афганистана Узбекистан, являющийся одним из самых репрессивных и коррумпированных режимов в мире. <...> База в узбекском Термезе, используемая немецкими военными, — это цена, во имя которой правительство Германии закрывает глаза на положение в Узбекистане с правами человека», — приводит сайт UZNEWS.Net слова фон Крамон.

По иронии судьбы, военный аэродром в Термезе, первая немецкая база за пределами территории Германии после завершения Второй мировой войны, «служит усилению тоталитарного строя в Узбекистане». Об этом заявил экс-посол Великобритании в этой стране Крейг Мюррей в ходе «Высоких слушаний по Узбекистану» в Берлине в марте 2012 года.

Правозащитники из Human Rights Watch критиковали немецкие власти за желание сохранить базу в Термезе вопреки «грубым нарушениям прав человека» правительством Каримова. По их мнению, ФРГ следовало по крайней мере поискать альтернативу Термезу в других странах Центральной Азии.

Уйти, чтобы остаться

Бундесвер уже перебросил 18 тысяч тонн грузов по воздуху и четыре с половиной тысячи тонн по земле. При этом южный маршрут сил ISAF через Пакистан перегружен другими союзниками и небезопасен — пакистанские талибы сохраняют высокую активность в регионе. Поэтому командование немецкого контингента делает главную ставку на «северный путь». Важность Термеза для эвакуации сил бундесвера подчеркивал экс-посол ФРГ в Узбекистане Аристид Фенстер, называя базу «существенным элементом в контексте постепенного сокращения немецкого присутствия в регионе».

«Немцев могут попросить выйти вон», — пишет член Союза независимых журналистов Центральной Азии Анвар Ахмедов. По его данным от 15 июля, местное население возмущено инцидентом с участием немецких летчиков «которые спалили по неосторожности два гектара хлебной нивы под Термезом. Один из боевых вертолетов Германии совершил вынужденную посадку после задымления, а перед этим от искры из двигателя загорелось поле». Позже сведения об инциденте подтвердило посольство ФРГ в Узбекистане, сообщает Eurasianet.org, отметив что никто не пострадал, и владельцы поля получат компенсацию.

Между тем представители Североатлантического блока и Узбекистана обсуждают перспективы дальнейшего сотрудничества, рассказал «Русской планете» эксперт Центра изучения современного Афганистана востоковед Дмитрий Верхотуров.

«Известно, что идет некий торг о расширении натовского присутствия. Непонятно, что хотят получить узбеки, но источники говорят о реформе вооруженных сил Узбекистана, которую обещает провести НАТО», — сказал РП востоковед.

Немецкие военные в транспортном самолете Transall на авиабазе Термез. Фото: Rainer Jensen / AFP / East News, архив

Стратегическая роль Термеза не осталась незамеченной США, которые стремятся получить базу для себя, пояснил РП эксперт по Среднему Востоку и Центральной Азии Александр Князев.

«Сейчас наблюдаются попытки официальных лиц из Госдепа добиться от Ташкента передачи аэродрома. По сути, Пентагон хочет выдавить оттуда немцев и занять их место. Не знаю, как будут развиваться события, но пока позиция Узбекистана тверда: он не желает связывать себя такими обязательствами на фоне охлаждения отношений США с главными партнерами страны — Китаем и Россией. Ташкент ведет очень прагматическую политику — сначала считает деньги, потом все остальное», — рассуждает Князев.

Как отмечает эксперт, для Вашингтона факт прямого военного присутствия важнее, чем доступ к аэродрому.

«Совсем недалеко от Термеза расположена огромная военная база в Мазари-Шарифе. После вывода основной части контингента она сохранит статус одной из крупнейших баз ВВС США в Афганистане. С точки зрения авиационного транзита разница между ней и Термезом не принципиальна. Для американцев важен именно военный контроль за главным транспортным узлом по периметру афганских границ, — резюмирует ученый. — Я думаю, участок пути Термез — Хайратон даже значимее Хайберского ущелья (проход на Пакистанской границе. — РП)».

Межпланетные водоросли Далее в рубрике Межпланетные водорослиОкаменелые организмы с древней Земли могут встречаться на Луне, утверждают астрономы

Комментарии

29 июля 2014, 21:28
Судя по видео,служить немцам там одно удовольствие. Танцуют,улыбаются да еще и контрабанду возят. Еще огромные деньги на все это тратит Германия,а все ради ччего. Не было бы НАТО,Германии не пришлось бы тратить 15 млн евро в год только на аренду.
30 июля 2014, 09:17
А еще и границы контролируют. А границы - это постоянный поток огромного количества героина и гашиша, и еще кучу всякой другой наркоты.
30 июля 2014, 12:03
А жены дома сидят,волосы рвут,детей воспитывают и переживают каждый день за мужей,а они там наркотики употребляют и веселятся везде,где только вздумается.
29 июля 2014, 23:05
НАТО нужен транспортный узел в Средней Азии, иначе каким образом ЦРУ будет развозить афганский героин нуждающимся, с вводом американских войск в Афган, производство опиатов в это стране выросло в 40 раз
30 июля 2014, 09:18
Неплохая помощь бюджету США))
30 июля 2014, 11:31
есть мнение эти деньги делит руководство ЦРУ и Госдепа промежь собой, такая милая американская коррупция
30 июля 2014, 15:09
Производство наркотиков в Афганистане было и до русских и после них,другой вопрос что бизнес в советском союзе развивался вяло,а после начал развиваться быстрее.потому то местному населению негде было работать,кроме как на плантации.
29 июля 2014, 23:51
Отличное видео)
30 июля 2014, 09:38
Думаю, сейчас самое подходящее время для России и Китая объединиться в своем желании обладать этой базой, объединить усилия и отжать её в свою пользу. Думаю это будет тем предложением, от которого Узбекистан не сможет отказаться.
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте статьи экспертов
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»