Астероид со спутником
Один из снимков Астероида BL86, пролетающего рядом с Землей с радиотелескопа Nasa. Фото: NASA

У разминувшегося с Землей астероида 2004 BL86 нашлась своя луна

Астрономы, наблюдавшие за астероидом 2004 BL86, пролетевшим 26 января на дистанции 1,2 млн километра от Земли, обнаружили, что его сопровождает 70-метровый спутник, вращающийся вокруг этого небесного тела.

Лаборатория поиска околоземных астероидов имени Линкольна (LINEAR) обнаружила этот астероид  еще в конце 2004 года, и к настоящему времени траектория его движения хорошо рассчитана. Ученые следили за приближением астероида с помощью 70-метровой «тарелки» радиотелескопа американской системы дальней космической связи Deep Space Network в Калифорнии. Радару удалось получить 20 изображений 325-метрового тела, а также его ранее неизвестного 70-метрового спутника. По имеющимся данным, лишь около 16% из крупных (более 200 метров в поперечнике) астероидов, сближающихся с Землей (АСЗ) имеют одну или две таких малых луны.

Согласно расчетам ученых следующие лет 200 вблизи Земли астероид 2004 BL86 не появится. Да и других астероидов, сближающихся с Землей, в скором времени ждать не стоит. Насколько известно, следующим нас посетит 1999 AN10, и то лишь летом 2027 года.

Не стоит считать эти объекты даже потенциально опасными: в группу астероидов, сближающихся с Землей, относят все эти небесные тела, пролетающие мимо Земли на расстоянии ближе 1,3 радиуса земной орбиты, и имеющие приличные размеры — более 150 меров.

Сегодня известно более 11 тысяч космических тел размерами от 1 до 32 километров (крупнейшее из них — астероид 1036 Ганимед), которые могут сблизиться с Землей. Как полагают ученые, в обозримом будущем эти АСЗ для человечества опасности не представляют.

Удар космического тела диаметром в сотни метров будет иметь последствия планетарного масштаба, а километровый астероид спровоцирует глобальное изменение климата и массовое вымирание живых существ. Астероид, падение которого, согласно популярной сегодня гипотезе, привело к мел-палеогеновому вымиранию и гибели динозавров, имел в поперечнике около 10 километров. Поэтому поиску и изучению АСЗ, а также установлению их размеров и траекторий придается большое значение.

Наиболее интенсивно эти наблюдения ведутся в США, специальным отделом NASA Near Earth Object (NEO). Частью этой программы является и работа центра LINEAR, причем по собственным данным NASA, она позволила обнаружить до 98% известных крупных объектов, сближающихся с Землей. При этом финансовые сложности пока не позволили ни одной стране развернуть полноценную сеть для поиска более мелких тел, которые до сих пор нередко удается заметить лишь в последний момент, не говоря уж о том, чтобы приготовиться к их падению и принять необходимые меры. Взрыв небольшого метеорита в небе над Челябинской областью зимой 2013 года стало ярким примером такого неприятного сюрприза.

На будущий год запланирован старт миссии OSIRIS-REx, целью которой — один из самых известных АСЗ — астероид (101955) Бенну. Объект диаметром почти 500 метров был обнаружен той же лабораторией LINEAR и, судя по современным представлениям о его траектории, сближается с Землей примерно каждые 130 тысяч лет. Ближайший его пролет вблизи Земли должен состояться между 2169 и 2199 годах, с вероятностью столкновения 1/1410 (0,071%).

Стартовав в 2016 году, спустя два года космический аппарат OSIRIS-REx должен сблизиться с астероидом на дистанцию менее 5 километров и провести картографирование его поверхности. После этого будет проведен забор проб вещества на поверхности астероида. Впрочем, на Землю эти образцы прибудут нескоро — в 2023 году.