Америка довела себя до депрессии
Фото: Mark Lennihan / AP

Фото: Mark Lennihan / AP

Безостановочный выпуск необеспеченных долларов аукнется США в виде сильнейшего социального взрыва

Как говорил в известном советском мультике Винни Пух, мед — это очень странный предмет: если он есть — то его сразу нет. То же самое можно сказать о деньгах. Их постоянно не хватает. Римский император Каракалла в свое время придумал экономить казну за счет уменьшения веса серебряной монеты. Его последователи пошли иным путем и стали «разбавлять» драгметаллы бронзой. Позднее в ход и вовсе пошла дешевая медь. Стоит ли говорить, что после этого римские деньги практически обесценились.

Но история этим не закончилась. Много веков спустя США подошли к проблеме еще кардинальнее и просто-напросто отказались от золотого стандарта, начав печатать деньги «из воздуха». Через систему международных долгов печатная продукция Федрезерва быстро попала в мировой оборот.

Создав таким образом источник бесконечного богатства, Америка построила у себя социализм. Никакой ошибки, именно социализм. Из 3,6 трлн долларов расходной части госбюджета 57,6% тратится на всевозможные социальные программы. А дефицит бюджета составляет 1,3 трлн, т.е. достигает трети, которую США и покрывают через долги. Что случится в стране, если эта система рухнет, хорошо видно на примере Фергюсона. Поэтому главный вопрос для американского правительства — это как скоро источник долговых денег может иссякнуть.

Здесь уже занято

Самый свежий (от 31 декабря 2014 года) сводный отчет Минфина США и Совета управляющих ФРС сообщает, что всего Америка набрала долгов на 17,114 трлн долларов, из которых 36,3% — у правительства, 3,3% — у ФРС, 17,5% приходится на американские банки, 34,8% — на прочие секторы экономики, и наконец, еще 8,1% — трансграничные корпоративные долги. Все вместе взятое составляет 98,3% ВВП США. Впрочем, тут определяющую роль играет не сам размер долга, а стоимость его обслуживания. Американская задолженность номинирована в долларах, которые создают сами Штаты, и они же устанавливают ставку рефинансирования. Благодаря этому обслуживание долларовых долгов стоит казне всего 12,6% ее расходной части. Оно вроде бы совсем немного. К примеру, у греков стоимость долга — все 60%. Но это на поверхности. Если копнуть глубже, картина приобретает иной смысл.

Глава ФРС Джанет Йеллен на слушаниях в комитете по финансовым операциям Конгресса США

Глава ФРС Джанет Йеллен на слушаниях в комитете по финансовым операциям Конгресса США. Фото: Michael Reynolds / ЕРА / ТАСС

Жить в долг Америка начала не вчера. Из 4 трлн ее государственного долга в 2003 году половину составляли заимствования на внутреннем рынке, т.е. у американских корпораций и пенсионных фондов. Еще около 15% долговых обязательств правительства принадлежало ФРС, а остальные 30–35% складывались из заимствований за рубежом. Примерно такой структура американских долгов оставалась до 2008 года, когда случился кризис. С тех пор США активно наращивали объем взятых кредитов — сначала до 10 трлн в 2011-м и до 17 трлн к концу 2014-го — и существенно изменили их структуру. Резервы ФРС и внутреннего рынка оказались исчерпаны уже в 2012-м. Размер доли ФРС при этом вырос с 0,6 до 1,2 трлн долларов. Так что прогрессирующий дефицит госбюджета Америка стал покрывать в основном за счет одалживания у иностранцев, доля которых к 2013 году достигла уже 52%.

На первый взгляд, ничего страшного не произошло: была треть, стала половина. Но та треть не дотягивала до 2 трлн, а половина почти достигла 6! Причем из вышеупомянутого отчета следует, что США и дальше намерены продолжать жить в долг. Более того, этот стиль стали перенимать и их корпорации. За четыре года (с 2011 по 2014-й) зарубежные корпоративные займы увеличились с 664,7 до 1122,8 млрд долларов.

Таким образом, социальная стабильность американского государства критично зависит от того, как распорядятся американскими долгами их иностранные держатели. Ибо прямо или косвенно в Америке на государственных дотациях «сидят», по разным оценкам, от 40 до 60 млн человек. Плюс к тому доля госзаказа в американской экономике превысила 45%. Если у правительства вдруг кончатся деньги, социальное спокойствие обернется взрывом ужасной силы.

Сами забирайте

Согласно отчетным цифрам на 31 декабря 2014 года в сумме американские долги перед иностранцами составили 5,966 трлн долларов, и крупнейшим их держателем является Азия (4,43 трлн). С большим отрывом за ней следуют Европа (0,931 млрд) и Латинская Америка (0,523 млрд). Совсем в хвосте плетутся Африка (0,41 млрд), Канада (0,36 млрд) и все прочие регионы (0,30 млрд). В этой картине есть ряд примечательных штрихов.

Статистика показывает, что «долговая емкость» планеты окончательно исчерпана. В своих среднесрочных прогнозах (до 2024 года) США не ожидают, что иностранный долг в абсолютных цифрах получится хоть сколько-нибудь увеличить. Свободных денег в мире больше нет. Весь ВВП Африки едва дотягивает до 14% от американского, у Латинской Америки — не более трети. В Европе — свои трудности, чреватые экономическим кризисом фатального для нее размера. Все свободные деньги там уходят на решение греческой проблемы.

В общем, мир большой — больше 200 государств, но в роли ключевых кредиторов для США могут выступать всего 16. И они четко делятся на три большие группы. Первая — это Китай и Япония, которым в сумме принадлежит примерно 40% американского внешнего долга. Каждой из этих стран США должны больше 1,2 трлн долл. Вторая группа — 11 государств, которым Вашингтон должен от 100 до 290 млрд долларов (причем в их числе немало стран — экспортеров нефти, но ФРС считает их за одну). И в третью входят все прочие страны, перечень которых замыкает Россия, имеющая американских трежерис на 82,2 млрд долларов. У Германии, кстати, их всего на 69,9 млрд.

С этого момента и начинается все самое интересное. Китай свой пакет американских долгов стабильно сокращает — и потому, что в китайской экономике происходит внутреннее торможение, и ввиду реализации Пекином плана по превращению юаня в мировую резервную валюту. За прошлый год Красный дракон продал бумаг казначейства США на 49,2 млрд долларов. Плюс к тому за первый квартал 2015-го Китай продал еще 1,2% американских долговых запасов. В общем, из всех стран-кредиторов их покупает одна Япония (13,6 млрд за 2014 год), да и то лишь потому, что доходность собственных госбумаг у нее еще ниже. Только это и создает в Японии некоторый запас свободных денег. Ходили, правда, слухи о том, что свою политику в отношении американских долгов изменила Россия. После прошлогодней их распродажи на 56,5 млрд во втором квартале текущего года Москва якобы снова что-то прикупила. Однако ни один достоверный источник, включая сайты Минфина и ЦБ РФ, это не подтверждают. По официальным данным, объем трежерис в российском портфеле в текущем году снизился до 70 млрд долларов.

С миру по полпроцента

В общем, между американскими планами и реальной действительностью возникает принципиальное противоречие. Бюджет США на ближайшее десятилетие планируется с ежегодным дефицитом не менее 1 трлн. Инструментов для его сокращения нет. Чтобы привлечь иностранный капитал, ФРС необходимо поднять учетную ставку. Кстати, этого требуют и американские пенсионные фонды. Однако подобный шаг увеличит расходы на обслуживание долга, что не только съест любой приток иностранного капитала в США, но и еще больше увеличит дефицит государственного бюджета. Плюс к тому Америке требуется выкупать те долги, от которых начинают избавляться их держатели. Оно вроде бы на первый взгляд и немного. Там процент, тут полпроцента, но в общем масштабе накопившейся суммы даже полпроцента — это больше 80 млрд долларов, которые тоже надо где-то взять.

Если верить заявлениям ФРС, то в ближайшие десять лет свои экономические проблемы США собираются решать исключительно за счет печатания денег «из воздуха». Они этого и не скрывают. Как утверждают американские прогнозисты, размер зарубежных долгов все это время останется неизменным — около 6 трлн, — а вот доля самой ФРС возрастет и в относительном выражении (с 15 до 40%), и в абсолютном (с 1,2 до 9 трлн).

Собственно, это и есть тупик. Дело даже не в ошибках прогнозирования. Резервы Японии мизерны и едва помогут американцам покрыть продажи их международных долгов. Выкупать разницу придется все той же ФРС. Так что ее доля в итоговой сумме внешнего долга явно достигнет 50% и более. Нюанс заключается в том, что любое вливание в экономику ничем не обеспеченных денег всегда вызывает инфляцию. Четверть века США обманывали этот закон за счет зарубежного одалживания. Инфляция все равно была, но львиная ее доля ложилась на плечи других стран и лишь частично отражалась на Америке. Теперь, когда внутри США остаются все дутые фантики, хитрость с долгом больше не работает.

Сколько в таких условиях американская экономика протянет — вопрос сложный. Ответ на него зависит от того, на сколько и когда у Вашингтона получится добиться подписания договоров о создании зон Трансатлантической и Транстихоокеанской торговли (TTIP и TPP). Если все удастся, то еще лет 10–15 форы до следующего системного обострения Америка, вероятно, выиграет. Если же нет...

Первые системные проявления приближающегося глобального кризиса, ныне известного как Великая депрессия (1929–1939), появились в 1926-м. На протяжении трех лет США полагали, что вполне в силах предотвратить неизбежное. Сегодня время течет заметно быстрее.

А у нас подорожает газ! А у вас? Далее в рубрике А у нас подорожает газ! А у вас?Жители Европы платят за наш газ заметно меньше, чем вынуждены платить россияне

Комментарии

22 июля 2015, 15:32
Сейчас все ждут решения ФРС о ставке. Если поднимут - то спасут социалку, но похоронят ипотеку, бизнес, который и сейчас уже хватается за соломинку. Последние данные ФРС говорят о том, что потребительский спрос снижается, а бизнес тем не менее набирает кредиты, видимо, просто для того, что бы выкупать собственные акции, что бы те не потеряли в цене. Ветвь тупиковая.

А если ставку не поднимать, то посыпется вся социалка. Тогда уже придется поднимать Нацгвардию и устраивать "АТО")) Что, впрочем, мало поможет, если учитывать процент вооруженного населения.

Америка сама себя загнала в тупик, начав жить в кредит. В любом случае, как-то выпутываться придется. Запасаемся семками и смотрим))
26 июля 2015, 12:19
Думаю выскажу общее мнение - наконец то этот "захребетник" в виде США начнёт рассчитывать только на свои, а не чужие доходы. А то, что население позволило своему правительству допустить такую ситуацию.... А кто в таком случае виноват ? Россия или Китай ?
29 июля 2015, 12:57
Глупо было бы надеяться, что будет именно так... Скорее всего они опять будут пытаться выкрутиться за счёт унижения и разграбления других...
Хищничество и паразитизм - это основные догматы американской национальной стратегии.
29 июля 2015, 12:43
Можно с Вами и согласиться! Но вспоминаются мне события конца 30-х годов. Помните, как началась Вторая мировая война? В каком состоянии находилась экономика США, Европейских стран? Ничего не напоминает? Что произошло с экономикой США после войны? Сдается мне, что выпутываться США стремится проверенным способом! Украина тому подтверждение! И ваше "запасаемся семками и посмотрим" может получиться уже без семак!
29 июля 2015, 13:46
Это вы сейчас намекаете на то, что США решит напасть на Россию? И как вы это себе представляете? В Европе уже не такие дураки, что бы быть оружием в руках Вашингтона. Фанатиков, подобных Гитлеру, у руля нет. А сами они в Россию не полезут, потому что вояки из них никакие. Могут только побить безоружного, не более того. Единственный вариант, который может прокатить - это глобальный ядерный удар, но в таком случае не станет и Америки.
22 июля 2015, 18:11
Буль-буль, карасики! Туда им и дорога!
Во всём сами виноваты от начала до конца. Думаю, никто по ним горевать не станет.
29 июля 2015, 13:08
Наивно думать, что Штаты так просто могут кануть в лету. Если почувствуют, что дело труба, то хлопнул дверью так, что мало не покажется. Сначала попытаются выкарабкаться за счёт уничтожения других, а если не выйдет - будут тянуть за собой на дно всех остальных. Мир вырастил настоящего монстра в лице Соединённых Штатов Америки. И победить его может только другой "зверь", который, кстати говоря, будет вынужден занять его место...!
29 июля 2015, 13:19
Нет вы не правы! Помните слова Путина В.В. о много полярном мире? Победить монстра можно только сообща. Кто вам сказал, что после победы потребуется другой монстр? А про хлопанье дверью, то сравнение не совсем верно! Зачем хлопать, коль можно решить все вопросы экономики ценой миллионов жизней! Как это уже было по итогам Второй мировой войны. Вот этого нужно бояться и предпринимать все, чтобы этот сценарий не прошел. У США достаточно рычагов воздействия на силы мира, чтобы организовать бойню, после которой Америка опять станет недосягаемым гегемоном.
29 июля 2015, 13:49
Развязать бойню можно, но кто даст гарантии, что тебя не вынесут из нее вперед ногами?
23 июля 2015, 12:15
Очень жаль, что более трехсот миллионов человек оказываются в такой ситуации по вине спецслужб и архи неадекватной прозиции страны во внешней политике.
23 июля 2015, 13:34
При чем тут спецслужбы? Америка загнала себя в угол в первую очередь из-за недальновидности в экономической политике. Основная проблема американцев в том, что они начали жить не по средствам - в долг.
Да и капитализм, в принципе, тупиковая ветвь развития.
26 июля 2015, 12:52
Американская деспотия - это лишь следствие и сопутствующий фактор их бездарной и во-многом даже преступной политики.
29 июля 2015, 12:48
Мне как-то более жаль нашу страну! Доить столь длительное время весь мир, это утопично. Коль эти 300 миллионов человек этого не понимали, то не наша в этом беда! Пропагандировать всюду Американский образ, через картинку очень высокого уровня жизни достигнутого ценой тысяч смертей и страданий всего мира, это мерзко!
23 июля 2015, 13:40
Так всегда происходит, когда формула - "Деньги-Товар-Деньги" заменяет правильную формулу "Товар-Деньги-Товар". Политика капитализма антисоциальна и в конечном итоге приводит к нищете и войнам.
24 июля 2015, 08:51
Конфликт будет неизбежен. Штатам ничего не останется , как развалить Матушку Россию, чтобы воспользоваться ее богатствами, для покрытия долгов. Что они в настоящее время и предпринимают. Для них главное, создать мировую угрозу в лице России. Они просто сами-Большая Мировая угроза.
24 июля 2015, 08:57
Слабый из вас аналитик. Не проще ли Штатам стравить своих основных кредиторов в кровопролитной войне? Тогда и долг выплачивать будет некому. Тем более основные кредиторы - Китай и Япония, давно друг другу зубы показывают. И японцам весьма кстати разрешили участвовать в международных военных операциях. Следите за знаками.

А Россию развалить многие пытались, только обломались.
24 июля 2015, 13:59
ну советская империя все таки рухнула... И британская, и испанская... Даже югославская. Что есть Россия, как пространство, территория? Мы живем в 21 веке и ни Британия, ни Испания, ни ядрённая)) Франция не собираются возвращать себе сакральные земли... Другие времена, другие способы влияния и управления. Здесь приемы и риторика XIX века никак не подходит. Нас 145 миллионов с прогрессирующей смертностью, а рядом Китай с полутора миллиардным населением. Только выжившие из ума "патриоты" могут лепить из Запада врага.
24 июля 2015, 14:10
Уважаемый Slavutich Andriu, что за крамольные перспективы просматриваются в таком рассуждении?
Это что, Вы предрекаете гибель США (как и любой империи)?
Это не понравится ББО из В.
25 июля 2015, 03:04
Текст был удален модератором, так как нарушает правила комментирования
26 июля 2015, 12:28
Славутич.
Да, США - "лепший" друг России.
А вот насчёт разрушения империй. Империи США тоже приходит конец, как и всем остальным. Или они какие то особенные ?
29 июля 2015, 13:10
А никто ни чего не "лепит" - надо лишь "разуть глаза" и вы сами все увидите! Хотя, я сильно подозреваю, что вы попросту занимаетесь прокламацией...!
29 июля 2015, 13:33

Slavutich Andriu вы в какой секте получили этот подход к вопросу? Этот бред не в состоянии сформироваться у вас при самостоятельно мышлении. Из Запада врага никто не лепит! Возьмите карту, потратьте свое драгоценнейшее время и нанесите все военные базы США. Попейте чаю, посидите и подумайте! Потом уверен, у вас появятся мысли. Про прогрессирующую смертность в России, так это от незнания. Опять все просто! Найдите официальный сайт статистики и просветите себя знаниями! Касаемо пространства, на котором по вашему мнению находится Россия, так это от невежества уже ваших родителей. Вас попросту жаль, живите себе и дальше на пространстве!
29 июля 2015, 12:56
Ну почему-же? Вы ведь знакомы с причинами Второй мировой? Основная причина, это необходимость в ресурсах. Эти ресурсы как воздух были нужны США. Если-бы не было этой войны, экономика США рухнула-бы. Кстати миф о якобы фундаментальности американской экономики и ее эффективности полностью разбивается фактом о дефолте в 1971 году. 15 августа 1971 г., президент США Ричард Никсон, объявил о полной отмене золотого обеспечения доллара, закрыв так называемое «золотое окно», таким образом США вышли из системы Золотого стандарта. Это событие вошло в историю как «Никсон-шок». МВФ оставалось только сообщить, что с января 1978 года Бреттон-Вудское соглашение больше не действует.
Закрытие «золотого окна» Никсоном было вынужденной мерой для спасения экономики США. Денежная система без обеспечения золотом не имеет сдерживающего механизма, что даёт возможность печатать доллары в неограниченном количестве. Даже не смотря на хорошо задокументированные неудачи этой системы, ей постоянно приходилось оказывать финансовую поддержку благодаря гибкости американской экономики. И сейчас мы все становимся свидетелями того, как, спустя ровно 40 лет, эта система начинает рушиться. Итак столь высокий уровень жизни в США обеспечивают практически все страны мира.
29 июля 2015, 13:06
Сейчас экономику США никакие ресурсы уже не спасут.
29 июля 2015, 13:35
Есть один способ спасти экономику США. Этот способ - начать мировую войну. Именно этого сейчас добивается правящая элита Америки.
29 июля 2015, 13:52
Безусловно, война спишет все и даст новый толчок к развитию мировой экономики. Но не факт, что Америка выйдет из этой войны победителем. Запас военной мощи у них велик, но все-таки не настолько, что бы тягаться с совокупной военной мощью потенциальных противников.
29 июля 2015, 13:15
Более того - на данный момент уже доподлинно известно, что это именно США оказывали основную финансовую помощь Гитлеровской Германии, они же поначалу и "музыку заказывали", до тех пор пока ситуация не вышла из под контроля...!
26 июля 2015, 12:55
Как говорил медвежонок в одном старом детском анекдоте, "хоть я и маленький, но просто так не дамся..."!
Так что, как бы им самим зубы не обломать - не на того пасть разевают!
24 июля 2015, 13:52
Ну, то, что комментаторы "не в курсе", это понятно)) Но автор статьи должен знать про внешний долг Китая. Остальным, советую прочитать советские газеты 70- х, там каждый день хоронили США и капитализм, только вот сдохли коммунисты))
24 июля 2015, 14:06
А чем именно вы так довольны? Тем, что в схватке Советского Союза и США выжили паразиты, которые теперь всем и вся навязывают своё извращенное мнение о "должном мироустройства", шантажирует, а порой и в открытую терроризирует весь остальной мир...!??
Рановато вы нас со счетов сбрасываете, любезный...! Долго этот американский диктат продолжаться не может. Саморегулируемая система рано или поздно сбросит со своей шеи самопровозглашённого гегемона.
А перед Россией сейчас, так же как и перед Китаем открывается такой простор для дальнейшего развития, что ни кому из западных " гегемончиков" даже и не снился...!
И если бы не паразитирование за счёт других, эти "мелкие тираны" уже давным-давно бы носили в бозе!
Европе же, кстати, есть над чем призадуматься, так как все их насущные проблемы - это прямое следствие тесной их связи с США.
26 июля 2015, 12:36
Славутич.
На Украине тоже ПОКА запретили компартию. И в результате потеряли поддержку компартий Европы. В России тоже хотели запретить.... А сейчас фракция КПРФ - вторая в ГД РФ.
И не забывайте - это под руководством КПСС была одержана Победа в ВОВ.
Или Вы из "бандеровцев" ? Тогда Вы
"не туда забрёли" - Вам нужен другой сайт.
29 июля 2015, 13:03

Slavutich Andriu почему вы решили, что ваши скудные, отрывочные познания позволяют вам пытаться вести полемику? Вам действительно стоит почитать прессу 70-х, и не только Советскую! Капитализм, который вы каждый день хоронили не имеет никакого отношения к событиям тех лет! Вам следует знать, что экономика Китая не соизмерима с экономикой США! Юань полностью подтвержден промышленным потенциалом страны, чего не скажешь о США. США просто-напросто отказались от золотого стандарта, начав печатать деньги «из воздуха». Через систему международных долгов печатная продукция Федрезерва быстро попала в мировой оборот.Создав таким образом источник бесконечного богатства, Америка построила у себя социализм. Никакой ошибки, именно социализм. Из 3,6 трлн долларов расходной части госбюджета 57,6% тратится на всевозможные социальные программы. А дефицит бюджета составляет 1,3 трлн, т.е. достигает трети, которую США и покрывают через долги. Что случится в стране, если эта система рухнет, хорошо видно на примере Фергюсона. Поэтому главный вопрос для американского правительства — это как скоро источник долговых денег может иссякнуть.
29 июля 2015, 13:10
Так он уже иссяк. Иначе зачем им задумываться о повышении ставки ФРС? Пенсионеров стало нечем кормить.
29 июля 2015, 13:39
Почти с вами согласен! Но пока до слов "уже иссяк" потребуется время.
29 июля 2015, 14:01
Мы над этим усиленно работаем
25 июля 2015, 02:56
Бежан ,в аналитике ,пожалуй слаб ты.США в том то и дело что, боится партнеров, а именно отделения от них.Напади США на одного из них.Сам подумай, что воспримут другие.Причем , если напасть на Китай???????Вопросительных знаков не хватит.Там сейчас Брежневская эпоха времен развитого капитализма.
29 июля 2015, 13:15
Насколько я понял Бежана, он говорит не об участии США в войне, а о том, что США, как обычно, развяжет войну чужими руками. А у Японии с Китаем даже и причин для противостояния придумывать не нужно - давние территориальные конфликты в Ю-Китайском море.

И вообще, какое дело США до того, что о них думают другие? В Америке говорят - проблемы индейцев шерифа не волнуют. Чем больше волнений в мире, тем крепче бакс, тем больше освобождается рынков сбыта. Как-то так
29 июля 2015, 13:40
Власть США в мире держится только на подпитке себя путем организаций очагов нестабильности и военных конфликтов!
29 июля 2015, 14:05
Да плюс еще карманные террористические анклавы, готовые за зеленую бумагу сжечь самих себя в адском пламени. Воплощение мирового зла
25 июля 2015, 07:49
А я думаю они выплывут. Экономику США может спасти война, а воевать они любят и умеют. Так что 15 годами не обойтись.
25 июля 2015, 08:41
Насчет любят - это да, только это скорее маниакальное влечение. А насчет "умеют" - тут я бы поспорил... Сами они уже давно ни с кем из серьезных противников не воевали, да и вообще предпочитают воевать чужими руками...
26 июля 2015, 12:52
Андрей, ты видимо, из этих "прибалтийских", которые желают "добра" России. Которые гнобят русских в своих странах.
Не могут и не будут воевать европейцы за США. А сами США давно разучились это делать. Пример - Грузия. Их солдат вышвырнули оттуда так быстро, что они оставили там даже секретную технику. Да и на Украине против дончан и луганских жителей они показали себя не с лучшей стороны. За ВС Украины воевало всякое "отребье" со всего мира ( дикие гуси, морские котики и т. д. ). И толку ?
29 июля 2015, 13:11

Андрей Бугатис, не дай бог! То, что вы думаете в верном направлении сомнений нет. Но давайте понаблюдаем за действиями России! Пока уверенно удается переиграть США.
Предпосылка вытянуть Россию в конфликте с Украиной провалена! Европа по ходу осознала в чьих интересах произойдет будущая мировая война. Я надеюсь, что сможем переломить ситуацию и не допустить открытого противостояния с США. Вот только огромный вопрос, что будет делать Америка, когда рухнет вся мировая банковская система?
29 июля 2015, 13:17
Думаю, что решения два - либо распадется на содружество независимых штатов, либо будет силой подавлять сепаратистские настроения)
29 июля 2015, 13:41
А вдруг успеют организовать бойню?
29 июля 2015, 14:06
В наших силах сделать так, что бы этого не произошло.
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
История, политика и наука с её дронами-убийцами
Читайте ежедневные материалы на гуманитарные темы. Подпишитесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»