Африка пытается встать на крыло
Самолет AHRLAC. Фото: Mujahid Safodien / AFP / East News

Самолет AHRLAC. Фото: Mujahid Safodien / AFP / East News

Нигерия и ЮАР пытаются построить первый за долгое время самолет на континенте

Первый самолет, не предполагающий использования импортных запчастей, разработан Нигерийским институтом авиационных технологий (НИАТ). Проект создания легкого учебно-тренировочного самолета Farawa 2 может стать прорывом в африканском авиастроении, но ему угрожает нехватка финансирования.

Как сообщает Defense News, новая машина призвана прийти на смену устаревшим моделям Air Beetle-18 — модификации американского легкого самолета RV-6. Их начали собирать в 1989 году на нигерийских заводах из деталей, закупленных в США. Сейчас они нередко выходят из строя, а запчастей для их починки не хватает.

Farawa 2 спроектирован с учетом местной специфики, в частности погодных условий Западной Африки, уверяют разработчики. Все детали будут производиться внутри страны, в самом проекте учтены недоработки Air Beetle-18, например, слишком высокая температура двигателя и некомфортные сидения для пилотов.

Впрочем, самолет не проходил еще ни одного летного испытания, а его дальнейшая разработка и запуск в серийное производство потребует огромных денежных затрат, отмечает глава НИАТ вице-маршал авиации Тони Адокву. Необходимых средств у командования ВВС Нигерии, курирующего работу научно-исследовательского института, пока нет.

В парламенте Нигерии рассматривается закон об отдельной программе финансирования НИАТ вне бюджета ВВС. «Если закон будет принят, мы сможем разработать больше технологий для борьбы с повстанцами внутри страны», — подчеркнул Адокву. В последние месяцы в Нигерии участились вооруженные столкновения правоохранителей с боевиками исламистского движения «Боко Харам».

Если финансовая проблема не будет решена, Нигерия рискует уступить «авиагонку» ЮАР. В конце июля южноафриканцы успешно испытали прототип легкого штурмовика AHRLAC. Это первый боевой самолет, полностью разработанный и построенный в Африке, отметил председатель правления компании-разработчика Paramount Group Айвор Ичиковиц. Легкий самолет может использоваться в миротворческих и разведывательных миссиях.

По словам Ичиковица, которые приводит сайт African Spotlight, компания уже получила зарубежный заказ на 50 AHRLAC, каждый из которых стоит $10 млн. Топ-менеджер не стал называть страну, проявившую интерес к самолету.

Построенный в ЮАР самолет очень простой и рациональный, отмечает главный редактор еженедельника «Авиационная и ракетная техника», эксперт по военной авиации Иван Кудишин. «Нижняя поверхность его фюзеляжа представляет собой отделяемую панель, в которой можно разместить все что хотите. Для разведки можно поставить оптико-электронную начинку, если хотите сделать из него "ганшип" — найдется место для бомбового отсека, подвижной пушки, неуправляемых ракет», — описывает эксперт достоинства южноафриканского штурмовика.

Как говорит Кудишин, Farawa 2 и AHRLAC редкие, но не первые достижения африканского авиастроения: «В 1950-е годы немецкий авиаконструктор Курт Танк, в частности сделавший военный истребитель "Фокке-Вульф" FW-190, предлагал услуги ряду стран. Он отметился в Аргентине, а затем и в Египте. Там под руководством этого "белого сахиба" был создан первый в стране реактивный самолет "Хэлуан". 

В ЮАР давно существует конструкторская школа воздушной военной техники, напоминает эксперт. «Там есть интереснейшая разработка — ударный вертолет "Руиволк", признанный одним из лучших вертолетов в мире, хотя пока существует в количестве всего 14 штук. Он только недавно получил боевое крещение в составе миротворческих войск ООН, разнеся в пух и прах каких-то местных партизан», — поделился он в беседе с «Русской планетой».

Вместе с тем авиастроение в Африке хоть как-то развито только в Египте и ЮАР, подчеркивает Кудишин. «Страны вроде Алжира, Мали и Конго гоняют свои самолеты для техобслуживания на фирму-изготовитель. Они не доверяют своим рабочим даже гайки крутить», — резюмирует эксперт.

Несмотря на крайне низкий уровень развития авиастроительной области, африканские умельцы не оставляют попытки самостоятельно собрать собственную модель самолета и вертолета. Зачастую собранные из старых деталей машины даже не отрываются от земли, но существуют и успешные проекты.

В 2007 году из отслуживших машин, мотоциклов и даже частей разбившегося в местных краях «Боинга-747» собрал вертолет нигерийский студент Мубарак Мохаммед Абдуллахи. «Когда я рассказал друзьям о своем проекте, они посмеялись надо мной и сказали, что только белые люди могут строить такие вещи», — цитировало «Би-би-си» изобретателя. Его вертолет смог подняться в воздух, хотя не смог преодолеть потолок в два метра.

Смартфон против браконьера Далее в рубрике Смартфон против браконьераСтарые телефоны, оборудованные солнечными батареями, позволят предотвратить незаконную вырубку тропических лесов

Комментарии

19 августа 2014, 11:13
На какие деньги Нигерия строит самолеты,на зарплаты уволенных тысяч врачей???
19 августа 2014, 12:12
Президент ЮАР шаманист и насильник, в Нигерии идет гражданская война между мусльманами и христианми, и тут самолет, откуда он мог появится в этих джунглях
19 августа 2014, 12:25
Забываете, что многие африканцы получали образование в СССР и потом, в России. Вот оттуда у них там и вся цивилизация пошла.
19 августа 2014, 15:39
Если бы они еще это помнили,а то смотрят все все равно в рот америке.
19 августа 2014, 20:48
Америка снабжает их дешевым барахлом и примитивной ГМО-продукцией - вот они и ведутся.
19 августа 2014, 20:48
Боже мой, как все запущено....
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Дискуссии без купюр.
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в обсуждениях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»