Китайская армия: мифы и реальность
Солдат НОАК проходит обучение на симуляторе. Фото: How Hwee Young / EPA / ИТАР-ТАСС

Солдат НОАК проходит обучение на симуляторе. Фото: How Hwee Young / EPA / ИТАР-ТАСС

Броня китайской техники рассчитана под российские снаряды; Пекин за последние 15 лет провел масштабное перевооружение армии

Описанию китайских вооруженных сил (НОАК — Народно-освободительная армия Китая) надо посвящать несколько статей, настолько она велика и сложна. Здесь речь пойдет о некоторых общих моментах, касающихся отношений России с КНР, развития Китая вообще и НОАК в частности.

Постсоветская Россия и современный Китай союзниками не являются и никогда ими не были. Это официальная позиция Пекина («отношения между Китаем и Россией не являются отношениями военного союза и не направлены против третьих стран») и фактическое положение вещей. То, что Россия и Китай, как правило, одинаково голосуют в Совбезе ООН, определяется совпадением позиций, а не союзническими отношениями.

По некоторым принципиальным вопросам позиции Москвы и Пекина кардинально расходятся. Самый яркий пример — последствия августовской войны 2008 года на Кавказе. Пекин не только не признал независимость Абхазии и Южной Осетии, но и в слабо завуалированной форме поддержал Грузию.

Военное сотрудничество полностью выхолощено и приняло откровенно ритуальный характер. Масштаб российско-китайских учений с каждым годом становится все меньше (это компенсируется официальным враньем, что масштаб, наоборот, растет, хотя ничто не мешает проверить открытые данные), сценарии их — все более формально-надуманные. При этом как Москве, так и Пекину выгодно, что на Западе их считают союзниками. Поэтому обе стороны в полном согласии рассказывают внешней аудитории о «стратегическом партнерстве» и «беспрецедентно хороших отношениях», хотя в практическом плане за этими заявлениями ничего не стоит.

Китай гораздо агрессивнее, чем США, «выдавливает» Россию с постсоветского пространства. Действия Вашингтона сопровождаются большим шумом, но в итоге оборачиваются ничем. В частности, никто сейчас не сможет сказать, какую практическую выгоду (экономическую, политическую, военную) получили США от «цветных революций» на Украине и в Грузии. На самом деле — никакой. Пекин же в характерном для себя стиле «накатывает» на бывший СССР как каток, остановить который невозможно.

Россия сейчас изо всех сил пытается блокировать деятельность Китая внутри Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), но поздно. Эта структура превратилась не в «анти-НАТО», как хотела Москва, а в очень эффективный инструмент по экономическому захвату Центральной Азии Китаем. Энергетические и транспортные проекты Пекина во всех пяти странах региона приведут к практически полной утрате российского влияния. А теперь Китай очень активно и, скорее всего, не менее успешно, скупает европейские страны бывшего СССР — Украину, Белоруссию, Молдавию.

В связи с этим Пекин выражает крайнее недовольство всеми российскими интеграционными проектами на постсоветском пространстве. Высшие лица КНР воздерживаются от высказываний по данному поводу. Чиновники уровнем пониже, а также ученые и эксперты, открыто заявляют, что развитие даже ЕврАзЭС, ОДКБ, и тем более — Таможенного союза, переходящего в Евразийский союз, противоречит интересам Китая.

Группа китайских истребителей-бомбардировщиков JH-7A во время российско-китайских антитеррористических учений, 2013 год. Фото: Алексей Китаев / ИТАР-ТАСС

Группа китайских истребителей-бомбардировщиков JH-7A во время российско-китайских антитеррористических учений, 2013 год. Фото: Алексей Китаев / ИТАР-ТАСС

Заявления Москвы, что сдача островов на Амуре напротив Хабаровска в 2004 году окончательно закрыла вопрос о границе с Китаем, к сожалению, не имеют под собой оснований. Китай, видимо, единственная страна на Земле, имеющая территориальные претензии ко всем без исключения соседям. Под все эти претензии подведена солидная научная база, а в пропагандистском плане они буквально возведены в культ. В разные моменты времени интенсивность предъявления претензий к каждому из соседей повышается или снижается в зависимости от политической и экономической конъюнктуры, но сами по себе претензии никогда не отменяются. Самые большие претензии предъявляются именно к России. Тезис о том, что нынешняя российско-китайская граница установлена по «несправедливым и неравноправным договорам» носит в Китае прямо-таки железобетонный характер. Российская «мини-капитуляция» 2004 года никак на этот тезис не повлияла.

Пекин испытывает острейшие внутренние проблемы, в основе которых лежит перенаселение страны. Нехватка ресурсов и пахотных земель, катастрофическая экологическая ситуация, безработица, старение населения, «дефицит невест» — завязаны в узел, который крайне сложно распутать. Ситуация такова, что решение одной проблемы усугубляет одну или несколько других. Стремительный экономический рост КНР решает одни проблемы, но порождает другие. То же самое относится к политике «одна семья — один ребенок». Распутать узел проблем может только внешняя экспансия, это объективный факт.

Западные оценки размеров ядерного арсенала Китая (200—250 зарядов) настолько абсурдны, что их нет смысла комментировать. Минимальнейший минимум — 3,5 тысячи зарядов, в реальности их, видимо, в разы больше. Не менее, а часто и более абсурдны объяснения, зачем Китай в массовом порядке строит города, в которых никто не живет, и подземные убежища в нынешних городах (и то, и другое — на миллионы человек). Логичное объяснение и того, и другого только одно — подготовка к ядерной войне. Но это объяснение настолько неприятно и всем неудобно, что произносить и писать его запрещено.

В России многие искренне убеждены, что старый советский анекдот, как в Китае во время испытаний разбился новейший истребитель, погибли 3 пилота и 15 кочегаров, до сих пор актуален. Увы, он не имеет никакого отношения к жизни. Точно также не имеет к ней ни малейшего отношения активно навязываемый миф о том, что новая техника в Китае производится «малыми партиями» и сильно отстает по качеству от зарубежных аналогов.

На самом деле, в последние 15 лет НОАК проходит перевооружение, аналогов которому трудно найти в современной истории. Этому способствует наличие мощнейшего ВПК. В его составе 24 предприятия атомной отрасли, 12 предприятий конечной сборки ракетно-космической отрасли, девять авиазаводов конечной сборки, 14 заводов по производству бронетехники (три танковых), 20 предприятий по сборке артиллерийской техники, более 200 предприятий промышленности боеприпасов, 23 крупные верфи на 736 ремонтно-построечных мест. Общее число предприятий составляет несколько тысяч.

За годы реформ китайский ВПК вышел на качественно новый уровень развития. Он способен производить значительное количество боевой техники, выйдя на первое место в мире по производству техники и вооружения всех классов. Сегодня в Китае в год производится более 300 боевых самолетов и вертолетов (примерно по 150 того и другого), не меньшее количество танков, до 30 подводных лодок и надводных боевых кораблей и катеров. По производству почти всех классов и видов техники Китай сегодня превосходит все страны НАТО вместе взятые, а по некоторым (в частности, по танкам) — все страны мира вместе взятые. В связи с этим миф о производстве в КНР вооружений «малыми партиями» выглядит как крайне неудачный анекдот. Если сегодня к какой-то стране мира применим термин «гонка вооружений», то это именно Китай. Старая техника заменяется на новую по принципу «один к одному», а не «один к четырем» или «один к десяти», как на Западе и в России. Тем не менее миф о «малых партиях» поддерживается с удивительным упорством. В частности, во многих справочниках данные о численности китайской техники почему-то замерли на 2005-2007 годах, хотя именно в последующие годы темпы ее производства стали особенно высокими.

PG99. Фото: Andy Wong / AP

PG99. Фото: Andy Wong / AP 

Ушло в прошлое и качественное отставание. Точнее, оно перестало быть принципиальным. Еще в конце 90-х годов танковый парк НОАК, состоящий из различных «вариаций на тему» Т-55, действительно не мог конкурировать ни с российским, ни с американским. Качественное отставание китайских машин было настолько велико, что количество почти не играло никакой роли. Теперь же новейшие китайские танки Туре 96 и Туре 99, может быть, незначительно уступают «Абрамсу» М1А2SEP, «Леопарду-2А6» или Т-90С, но совершенно точно ничем не хуже М1А1, «Леопарда-2А4» или Т-72. Это подтвердилось в прошлогодних боях между Суданом и Южным Суданом, в которых суданские Туре 96 без потерь со своей стороны подбили несколько южносуданских Т-72. Теперь исход боев китайских танков с российскими и западными будет определяться не качеством, а тактической ситуацией, обученностью экипажей и, что очень важно, количеством. А именно в этом Китаю равных нет. Незначительное отставание в качестве теперь легко компенсируется превосходством в количестве. Аналогичная ситуация в авиации и во всех остальных классах техники.

У нас очень любят пересказывать американские публикации, что Китай сейчас в приоритетном порядке развивает военно-морские силы (ВМС). Это очередной миф. Просто американцы с Китаем на суше заведомо воевать не будут, поэтому и обращают внимание на флот. На самом деле, Китай в приоритетном порядке развивает все. Его ВМС ориентированы, в первую очередь, на войну с США и Японией. ВВС — на войну с кем угодно. А сухопутные войска — на войну с нами. Например, на новейшей китайской БМП WZ-502G башня и лоб корпуса выдерживают попадание 30-миллиметрового бронебойного снаряда с дистанции 1 километр, а борта корпуса — попадание 14,5-миллиметрового боеприпаса с 200 метров. По интересному совпадению, 30 миллиметров — это калибр пушки 2А42, являющейся основным вооружением российской БМП-2. На американской БМП «Брэдли» установлена 25-миллиметровая пушка М242. А уж 14,5 миллиметра — это вообще уникальный калибр. Его имеет только один пулемет в мире — наш КПВТ, основное вооружение всех отечественных БТРов. Максимальный калибр западных пулеметов — 12,7 миллиметров. Данный факт вроде незначителен, но на самом деле показателен.

Все указанные факты — объективную жизненную необходимость для Китая внешней экспансии, территориальные претензии ко всем, беспрецедентную гонку вооружений в совокупности с подготовкой к ядерной войне — можно и дальше не замечать. Только потом не надо удивляться.

Теперь что касается весьма распространенного в России тезиса о том, что нам надо дружить с Китаем против Запада. Во-первых, Китай дружить с нами не собирается в принципе. Во-вторых, все китайские проблемы, выходом из которых является внешняя экспансия, возникли внутри этой страны и к Западу не имеют никакого отношения. Соответственно, противопоставление отношений с Западом и с Китаем совершенно бессмысленно. То есть характер наших отношений с Западом вообще никак не влияет на описанную выше китайскую реальность.

По поводу не менее распространенного тезиса о том, что Запад хочет стравить нас с Китаем и «прикрыться» Россией от него: можно сказать, что, скорее всего, ситуация обратная: Запад видит в Китае сдерживающий фактор по отношению к России. Просто по чисто географическим и историческим причинам Россию там боятся несравненно больше, чем Китай. Кроме того, сейчас Китай воспринимается как безотказный поставщик полезнейшего ширпотреба, а Россия — как агрессивный нефтегазовый шантажист. Россия демонизируется Западом гораздо сильнее, чем Китай. В частности, российские военные возможности и намерения постоянно завышаются, китайские — занижаются. Это должно убедить собственное общественное мнение, что угрозу представляет Россия, но не Китай. Поскольку воевать с Россией Запад категорически не готов (не только нападать, но даже обороняться), ему очень хочется сдержать нас Китаем. И тот не обманет ожиданий.

«Китай дышит нам в спину» Далее в рубрике «Китай дышит нам в спину»Доходы российских оборонных предприятий растут, опубликован список ста военных компаний за 2012 год

Комментарии

03 февраля 2014, 12:16
Китай сегодня - глобальная фабрика, и не стремится влезать в геополитические столкновения с ядерными державами. Но это временно, Китай просто затаился и наращивает мощь. Он дождется демократических перемен, когда либеральнутые (к тому врекмени) на всю голову США, России и Евросоюз дружно избавиться от ядерного оружия (думаю это случиться лет через 15-20) и затем спокойно завоюет планету.
03 февраля 2014, 14:22
А что,возможно представить себе огромный Китай,с огромной военной,в том числе ядерной силами,полностью прекращаешь импорт. Мировые рынки обрушатся,начнется паника и революции и это все полезут забирать миллиарды китайцев...
03 февраля 2014, 17:12
Китай занял выжидательную позицию, ждет когда по реке раздумий, проплывет тело его врага, в итоге конечно дождется, но заселять китайцами всю планету, думаю таких целей у него нет
05 февраля 2014, 12:06
Это не цель, это эсхалактический проект, реализуемый китайской нацией последние 50 лет
04 февраля 2014, 09:59
Бредовые и наивные фантазии. Согласитесь, ни кто не станет полностью отказываться от ядерного оружия в одностороннем порядке или если даже хотя бы кто-то один, к примеру Китай, не захочет этого делать...!
06 февраля 2014, 09:16
А жаль..., хотя с другой стороны ядерное оружие до сих пор сдерживает мир от очередного глобального военного конфликта...(
03 февраля 2014, 12:27
Ротшильды переориентируются на Китай и сливают Рокфеллеровскую Америку. О каком западе вы говорите в статье?
03 февраля 2014, 13:11
Ничего, там и Индия еще скоро мышцу покажет - по количеству населения она почти догоняет Китай, и народ там значительно выносливее и моложе одряхлевших и постаревших китайцев. Так что появится еще одна сила на геополитической карте - баланс изменится.
03 февраля 2014, 14:30
Многие аналитики считают, что война между Китаем и Индией не за горами...
04 февраля 2014, 09:46
Русским нужно помогать Индии с вооружением и идти на сближение и стратегическое союзничество.
04 февраля 2014, 10:32
Русские могут все что угодно делать,но факт того,что против Китайской армии мы уже не великан,а такой же вояка по силе и мощи,удручает и заставляет задуматься.
04 февраля 2014, 13:37
ну сейчас США подсыпет угольку и вперед, но думаю в этом случае, им стоит ждать сюрприза со стороны Мексики
04 февраля 2014, 10:04
Окромя полуторамиллиардного населения в Индии ни чего нет, в отличие от Китая с его темпами производства и наличием ядерного оружия и самой крупной и одной из самых подготовленных на планете армии!
06 февраля 2014, 09:41
Ну почему, есть пара-тройка десятков посудин и подлодок, да несколько тысяч авиации и танков, но в случае глобального конфликта, Индия на равных сможет конкурировать разве что с Пакистаном...(
08 февраля 2014, 17:24
В Индии нет паспортов,результатам переписи населения верить можно весьма условно(перегнала).Вооружают её и РФ-ДПЛ и США с Японией -ракетные комплексы.Для индуистов,мусульман и буддистов-китайцы язычники.Ну и последние,Поднебесная империя никогда не расширялась за пределы Великой китайской стены.В древности имела огромный флот,но не открыла Америки;изобретя порох-пускала петарды.Пока очень похоже,на "малой кровью на чужой территории".Так,что вы правы Мак Куин.Помятуя о Вьетнаме и Японии- баланс изменится.
03 февраля 2014, 13:34
Зачем Китаю на кого-то нападать? Они и так заживо ассимилируют кого угодно. Менее безболезненно и более эффективно. А вообще конечно не особо радостные факты приводит господин Храмчихин. Правду говорят: "Если китайцы на нас нападут, они не будут с нами воевать, они будут нас искать!"
03 февраля 2014, 14:09
А мы уйдем на Север!!!
04 февраля 2014, 10:22
Ступайте, вам не привыкать, у евреев и кочевников это в крови.
03 февраля 2014, 13:36
Есть анекдот в тему:

Китайцы напали на Россию.
Китайскому генералу докладывают:
- Впереди зимовье, 3 мужика сидят, пьют водку, оружия нет...
Генерал заходит в зимовье, говорит:
- Я китайский генерал Люй Фэнь, моя армия - 3,5 миллиона человек, мы на вас напали!
Один мужик ему:
- Туды ж тебя в качель!!!! Где ж мы вас хоронить-то будем!!! ???
10 апреля 2014, 22:53
Опасные и вредные шапкозакидательские настроения - наша давняя традиция. Вспомним войну с Японией начала прошлого века, поначалу были такие же анекдоты. А затем - Цусима, Порт-Артур и генерал Куропаткин. На одном мужестве и героизме русских солдат современную войну не выиграть!
03 февраля 2014, 19:04
Интересный ресурс. Спасибо!
03 февраля 2014, 20:08
Напрасно господа вы так о Поднебесной!
Бумага и порох у них были уже тогда, когда мы ещё очень глубоко сидели в пещерах и потрошили пойманную голыми руками живность каменными ножами!
04 февраля 2014, 03:53
Когда в, как Вы изволили выразиться, "Поднебесной" появилась бумага (ок. рубежа н. э.) ни в каких пещерах никто не сидел, и пользовались железными ножами! А в 12-м веке, когда в Китае начали использовать порох, Русь была лидером (вероятно, наравне с Византией) европейской цивилизации по развитию письменности и распространению грамотности - см. берестяные грамоты, и сделанные на основе этих источников выводы! Кроме того, Русь отражала один за другим набеги превосходящих сил кочевников, защищаю собой от них всю Европу, - печенегов, затем половцев; а до них, ещё в 10-м веке, разгромила "региональную сверхдержаву" - Хазарский каганат! В последующем 13-м веке, продолжая отражать атаки с востока и запада, проиграла только монголам - как и Китай, - однако, в отличии от Китая, в ходе многовекового противостояния победила их, и включила по частям в состав Империи...
10 апреля 2014, 22:32
Опрометчиво гордясь великим прошлым, не оценивать реально настоящее и не задумываться о будущем! Возьмем богатый историческим прошлым Египет...
07 февраля 2014, 22:40
НЕ В ТЕМУ, г-н FGJCNJK Китай ещё каких-то 60 лет назад сидел в глубокой дупе, , а ПЕРЕД ЭТИМ их, как хотели, имели японцы! - так что "бумага" и "порох" здесь ни при чём! А вот НОВАЯ ВОЛНА - ЭТО ЧТО-ТО...
04 февраля 2014, 03:37
Может ресурс впору переименовывать в "китайская планета"? Во времена ВОВ автора статьи расстреляли бы как паникёра и пораженца ;) Но поскольку сейчас времена сравнительно мирные, то остаётся только констатировать, что статья не содержит ни одной ссылки ни на один источник, и таким образом, приведённые в ней цифры не более чем плод чьей-то фантазии, - и дай Бог чтоб фантазии просто излишне впечатлительной и пугливой, а не сознательно искажающей факты...
Прихожу к выводу, что у России две беды - нет, не дураки и дороги, - это, в общем, ещё мелочи! Две беды - это западопоклонники и востокопоклонники!! Так и продали бы Отечество одни - в одну сторону, другие - в другую!..
04 февраля 2014, 06:02
Дмитрий, позвольте с Вами не согласится. Статья абсолютно правильная, и в целом нет ни каких искажений и паникёрства.
И причём здесь поклонение Западу или Востоку…? Это наша реальность. Вся элита России имеет недвижимость на Западе и в Штатах, там же учит детей, там же держит свои счёта, там же и проводит свой отдых, женят своих детей на иностранцах и т.п. И сами понимаете если бы была реальная угроза (от туда) это было бы ???
Насчёт традиционных «бед» России, считаю, что главная БЕДА это излишняя бравада и бахвальство - водки хряпнем и всех шапками закидаем. А те кто начинает здраво Мыслить - тот предатель !
Проходили это и не раз! Вспомните реальные события на Халхин-Голе, Финскую,Хасан, а про ВОВ и говорить не надо (тотально мобилизовывать просто уже не кого) …!
Нужно реально смотреть на картину мира ! Быть готовым, вернее подготовленным, защитить нашу
04 февраля 2014, 10:26
Раскулачивать вас, умников, с вашей вшивой "элитой" нужно, раскулачивать...!!! )
04 февраля 2014, 22:15
Ну и что за "реальные события" в Хасане, Халкин-Голе и в Финскую? Опять какая-нибудь очередная страшная правда, которую никто не знает, а вот я щас скажу, правда без ссылок на источники? (откуда знаю - не спрашивайте!))) Извините за иронию, но это не серьёзно! Сидя перед монитором можно узнать информацию откуда-то - из источника, который необходимо озвучить, - иначе и говорить не о чём... Вот в статье указано про "минимальнейший минимум" 3,5 тыс. ядерных зарядов у Китая - откуда инфа?? Почему читатель не должен доверять military balance, зато здесь должен слепо поверить?.. Так некоторые и про похищение инопланетянами рассказывают, - мол, это моё Имею Мнение Хрен Оспоришь)))
И самое главное - о какой "излишней браваде" Вы говорите? У кого бравада? У тех кто сейчас марш-броски бегут, или на краповый берет сдают? Да в России самая суровая система подготовки любого элитного рода войск; и офицеров у нас готовят с детского возраста в закрытых училищах с огромным конкурсом; так у кого же бравада?.. У китайцев, правда, тоже серьёзная подготовка спецназа, но у них нет боевого опыта. А что такое хорошо подготовленная и вооружённая армия без боевого опыта - видно было в 2008-м на примере Грузии... Впрочем, китайская армия подготовлена и вооружена в среднем намного хуже грузинской (образца 2008) - согласно авторитетным источникам, - например, military balance... Огромной китайской промышленности тоже не следует бояться - она производит, в основном, "тряпки" - одежду, обувь, игрушки - ВВП получается огромный, но это не означает мощность тяжёлой промышленности, и тем более, высокотехнологичной тяжёлой промышленности! Китайская техника - это ворованные старые советские и российские технологии...
10 апреля 2014, 22:41
Ворованная у них техника - не ворованная - какая разница? Факт что она у них есть и ее много! И еще, главное их преимущество перед любой страной мира - человеческий ресурс, на порядок выше чем в России, особенно он несоизмерим с нашим за Уралом, где мы выглядим в роли собаки на сене. А еще Ленин писал, что земля должна принадлежать тем, кто ее обрабатывает!Если они перейдут границу - у нас ни патронов не хватит ни реальных вооруженных сил в достаточном количестве в том регионе. Надеяться на ядерное оружие? ... - "Что-то я очкую, Славик!" В итоге реально потерять и Дальний Восток и Сибирь со всеми ее ресурсами.
04 февраля 2014, 07:23
А какая разница, хочет нынешнее правительство Китая военной экспансии, или нет. Всё зависит от очередной <линии партии< . Мы в СССР это проходили. Стоит пошатнуться западным экономика, как китайцы останутся безо всего, ну правда заваленные своим ширпотребом. Но без работы и зарплаты. Вот тут и пригодится великая народная армия. В Китае никто не отменял компартию и идеи Мао о том, что если после атомной войны и останутся люди на Земле, то по статистике это будут китайцы. И хорошо, если они попрут в Индию. Там со статистикой тоже нормально. Но к нам они попрут охотнее. Нас меньше, территория больше. Бомбой их не напугать. Единственное, что их остановит, так это наша дружба с Индией, но мне кажется, что у нас стали принебрегать ею. Да и Индия не больно-то и стремится к нам. Им сейчас интереснее более развитые в промышленном плане партнёры. А мы теперь только газом торговать можем.
04 февраля 2014, 09:51
Почему же только газом? Мы еще и оружием можем помочь, если что. И соляркой тоже богаты)
04 февраля 2014, 22:40
Ну и с чего Вы взяли, что "только газом торговать можем"?? Знаете такое блатное понятие "за базар ответить"? Интернет, к счастью, не тусовка "блатных", ну так и "отвечать" тогда нужно не из-за "понятий", а вследствие внутреннего чувства ответственности за всё сказанное (рекомендую на этот счёт заглянуть в Библию: Мф.12:36)
А насчёт газа и прочего - читайте хотя бы Википедию, статью "Экономика России" - там много, в том числе про импорт....
Насчёт "бомбы" и Китая - крупные города (и соответственно промышленность) там сконцентрированы довольно компактно на востоке и юго-востоке, так что ядерный удар для Китая ничуть не менее смертоносен, чем для любой другой страны - просто жертв будет ещё больше, из-за скученности населения... И не надо путать лозунги Мао с политикой современной КНР =)
04 февраля 2014, 12:39
Пипец
04 февраля 2014, 23:08
Да, и в целом, - не надо отождествлять мощь той или иной армии с её численностью и количеством вооружений! Это же не компьютерная игра, где чем больше наплодишь юнитов, тем ты круче! По выражению Н.А.Бердяева "Армия есть мистический организм" (см. "О войне"//"Философия неравенства"). В 1999г. один-единственный батальон ВДВ своим броском в Приштину остановил всю натовскую военную машину - у которой одних только самолётов в регионе было сконцентрировано больше, чем бойцов этого батальона! =)) НАТО не стало с ними воевать - отказалось от аэродрома и пустило Россию в миротворческую миссию - и это в 1999-м году! Когда Россия была слабее, чем в тот год? На исходе самоистребительных 90-х, через год после дефолта и с воспалённым гнойником в Чечне...
А в 1969-м на о. Даманский кучка наших пограничников при поддержке одного БТРа остановила тысячи китайцев (вооружённых, кстати, не хуже пограничников), а затем подошли "Грады" и перемешали китайцев с грязью...
08 февраля 2014, 17:41
НАТО не стало с ними воевать в Приштине.Вся территория СФРЮ находилась под контролем НАТО.Попиарившись руководство РФ о десантниках забыло,а у тех хватило ума не играть в войнушку с серьезными людьми.Кормила наших грозных десантников гуманитарная миссия под эгидой НАТО.Потом НАТО заправила нашим самолеты(счет РФ до сих пор не оплатила) и они увалили восвояси.Закончил свой боевой путь этот батальон в ЧРИ,совершив чудеса военной мысли,судя по результатам войны 1998 года.
12 февраля 2014, 16:20
Ну и? В чём возражение? Задача-то выполнена: Россия в миротворч. миссии, гегемония НАТО нарушена, моральный эффект огромен ("попиарились", как изволили выразиться =)
А вот тут не понял: "Закончил свой боевой путь этот батальон в ЧРИ,совершив чудеса военной мысли,судя по результатам войны 1998 года." ???
12 февраля 2014, 23:04
Слышал про славную перестрелку отрядов российского ОМОНа с засевшими в чеченском ауле ВДВшниками?Конечно их ввели в заблуждение сепаратисты ,а славные российские силовики не договорились кто будет грабить , прошу пардону, производить зачистку,первым.Из Приштины наших задачавыполненцев поперли именно по этой причине.Аккурат после этого славного боя,начались переговоры приведшие к Хасавюртовским соглашениям.Слышал о таких,эксперт ненаглядный,гегемонаборец?
13 февраля 2014, 17:10
Простите великодушно! Хасавюртовские соглашения (96г.) - Приштина 1999г. - некая таинственная "война 1998 года" (ВДВ с ОМОНом??) о_О
"Смешались в кучу кони, люди..."
Как это всё связано? Вы не могли бы выражаться яснее и конкретнее? =) (как говорит верховный главнокомандующий, "имена, пароли, явки")))
А самое главное, каким образом всё это противоречит (1) подвигу наших десантников в памятном броске на Приштину, (2) выводу об исключительной важности духовной составляющей армии?..
06 февраля 2014, 15:41
Китай производит 150 вертолётов в год и 150 истребителей! Ай-ай-ай! А мы производим более 300 вертолётов в год. И находимся на первом месте в мире по производству вертолётов и на втором, после США, по производству истребителей. При этом Китай производит не просто клоны наших самолётов. а плохие клоны наших самолётов.
По танкам... Так у нас их всё равно больше, чем у всего остального мира.
И самое главное: какое сухопутное вторжение? Всё вторжение будет идти по нескольким мостам и нескольким дорогам и одной железной дороге. Все они уничтожаются одним залпом допотопных ракет "Точка". После этого любое вторжение заглохнет. Если китайские танки перелетят через Амур, то и там их ждёт неприятный сюрприз. Всего несколько дорог, по которым можно вести наступление, которые легко простреливаются. А вокруг - тайга и болота, по которым танки не пройдёт. Одна уничтоженная колонна техники полностью застопорит наступление всё остальной техники.
"Китай производит в год 30 подводных лодок, кораблей и катеров". А не стыдно в одну кучу смешивать подводные лодки, крейсеры, эсминцы и катера? Мы, впрочем, производим 40 кораблей в год. Да и подводные лодки мы делаем не только дизельные, Но и атомные. А американцы уже признали, что наши АПЛ нового поколения лучшие в мире. И это при том, что Китай делает ставку в реформе армии на войну с Тайванем. И в первую очередь развивает флот.
Мы же готовимся к битве за Арктику. Китай нас не волнует. Мы строим ледоколы, системы ПВО, развиваем РВСН, создаём спецназ и боевую технику для действий именно в условиях Арктики. Третья мировая - это будет бой за Арктику. А не война с Китаем или мусульманским Югом, которым нас пугают. Просто почитайте военные новости. Вся реформа армии направлена в основном на усиление влияния в Арктике. Там модернизируются порты и аэродромы. К слову. Китай за всю свою историю не победил ни одной армии. Только в этом веке он проиграл войну с Японией, с Россией, с Вьетнамом и Индией.
10 апреля 2014, 22:47
Да, все справедливо, конечно. Но прошлое-прошлым, а реалии таковы, что они готовятся к войне с нами, а вот готовимся ли к войне с ними мы? - большой вопрос. И это не может не настораживать. Арктика - Арктикой, США и Европа нам и так не страшны. но в Арктике китайцев нет.
06 февраля 2014, 19:02
sobaki breshut a karavan idet...
07 февраля 2014, 19:32
Противоречия между Пекином и Вашингтоном мне кажутся более весомым поводом к войне. Впрочем, это мнение не моё, а некоторых экспертов. Не будем забывать о том, что Россия пошла на то, чтобы уравновесить их силы именно на Тихом океане, усиленно поработав над созданием подводных лодок для Китая. Название статьи о броне под российские калибры не является доказательством агрессивных намерений: просто наше вооружение посерьёзнее, вот китайцы и страхуются. Эти действия вполне соответствуют оборонному замыслу и для военного дела стандартны. Плюс надо учитывать, у кого сколько оружейного ядерного топлива.
Также чушью считается стремление китайцев занять наши территории. Во-первых, пограничные районы с Россией у Китая тоже малозаселены (большинство уезжает на заработки в развитые регионы юга и юго-востока). Во-вторых, в России крайне мало подходящих для нерискованного земледелия земель! Поэтому китайцы с удовольствием лезут на Украину (а не в Сибирь).
08 февраля 2014, 01:03
на счет ядерного топлива вы погорячились........его, если, что еще в 90-х Шеварнадзе, бывший на тот момент Министром иностранных дел, продал почти все запасы оружейного плутония Америке вместе с Горбачёвым.....еще Караулов на ТВ-Центре вёл передачу на эту тему и после него многие другие журналисты рассказывали это.....причем продали за копейки.....также Шеварнадзе подписал с Американцами договор по которому прибрежные воды Аляски полностью переходили американцам, ведь когда Екатерина 2 продала Аляску американцам она поступила мудро, оставив за нами огромную акваторию морских вод, которую американцы на протяжении оооочень длительного времени требовали у СССР, типо продали Аляску не в полной комплектации типо обманули...
кроме того оружейный плутоний является очень высококачественным и его вполне можно и нужно использовать для атомных электростанций он служит на порядок дольше и больше.....и электричества от него больше зато у нас сейчас поднимают цены на энерго носители мы могли сотни лет жить без нужды при том что внутри страны электричество стоило бы не как сейчас 5 рублей за килловат а скажем 20 копеек и еще активно его экспортировать.........а сейчас все жалуются что атомные станции нечем загружать нет топлива.........кроме того оружейный плутоний очень дорогой......весь СССР его кровью и потом зарабатывал. я к тому что эти запасы не восстановить в одночасье что это могут себе позволить только очень мощные и сильные державы каким был СССР........думаю очень многие не знают реального положения дел сейчас в стране.....если даже Адмиралы и генералы пускают себе пулю в голову.........думаю по тайным международным договорам уже вся Россия до самых корней куплена все её запасы....пока всё до капли не будет высосано!
09 февраля 2014, 15:03
>> "думаю по тайным международным договорам уже вся Россия до самых корней куплена все её запасы....пока всё до капли не будет высосано!"
Всегда существовало и существует множество теорий заговоров, однако они никогда не находят подтверждений в жизни. Логически они все опираются на т.н. "аргумент к незнанию", - мол, докажите, что это не так, - а это методологически не верно, так как доказывать надо утверждение, а не отрицание...
09 февраля 2014, 20:45
Екатерина II, видимо была не немка была, а шотландский шпиён из рода МакЛаутов. Дожила ведь старушка до 1867-го года (это когда втюхали Аляску США), а родилась то аж в 1729-том...
08 февраля 2014, 17:48
Ребята!Вспомните фамилию Сердюков и Васильева.Потом конечно воюйте,но мой совет-играйтесь в оловянные солдатики.Хотя нет,пораниться можно,в компьютерные стрелялки.Мышку не забудьте поставить на коврик,о мои суровые воины.Тьфу.
30 марта 2014, 02:01
Господин Фомин! Спешу напомнить, что Сердюков и Васильева уже давно отстранены от занимаемых должностей и не представляют угрозы для наших Вооружённых Сил. Даже несмотря на то, что их не посадили в тюрьму. А про солдатиков довольно претенциозно. В жизни всякое может произойти. "От сумы, да от тюрьмы не зарекайся". Как бы вам самому вместе со всеми своими друзьями не пришлось играть в нечто подобное в одной из палат, к примеру, института им. Сербского.
14 февраля 2014, 16:22
Автор не привёл ни одного источника своих измышлизмов. Поэтому вся статья, говоря словами автора, как "выглядит как крайне неудачный анекдот"
25 февраля 2014, 13:40
Разумная и абсолютно обоснованная статья. Все коментарии которые так или иначе пытаются возражать неубиенным аргументом этой публикации, отношу за счёт эпидемии дебилизма, доставшегося русскому общественному сознанию в наследство от подлого режима, именуемого "советская власть". В мире наличествуют ТОЛЬКО две насущные проблемы. Обе завязаны на Россию. 1)Сохранение США рынков, на которых доллар используется как расчётный инструмент. Одним из основных сегментов этого рынка является российский экспорт. Воровские манипуляции производимые ЦБ и минфином России, основной целью имеют убиение в зародыше самой мысли, о том что наш экспорт может оплачиваться в рублях. Ну и украсть, по возможности. 2) Нулевой территориальный потенциал развития Китая. Он может быть восстановлен только за счёт исконных российских территорий. Дебилы, рассуждающие о противостояния Китая с Индией, о возможности войны Китая с Японией, посоветую взять географическую карту и учебник истории. Только не выпускаемый под эгидой минобра и не совейский.
30 марта 2014, 01:55
Всё что вы тут заявляете - это откровенная ложь и провокация. Статья откровенно тенденциозная, основанная прежде всего на проявлении внешних факторов, которые автор достаточно однобоко трактует исключительно против России, давая понять читателям, что у России вообще в этом мире нет никаких сколько-нибудь сильных союзников, Россия изолирована, а потому руки вверх и сдавайтесь на милость США и Запада, которые по мнению автора статьи Александра Храмчихина для России всё же меньшее зло, чем Китай. Такой подход автора может означать либо его полное недопонимание происходящих геополитических процессов, либо полностью заказной характер выдаваемых им интерпретаций, сдобренных некоторыми фактами с целью подорвать уверенность граждан России в завтрашнем дне. Если верно последнее предположение, то это просто обман, подлость и предательство по отношению к народу России.
02 марта 2014, 23:48
Привет Всем, Оставившим свои комментарии и тем кто их будет читать. Не хочется никого оскорблять, поэтому постараюсь быть предельно деликатным. Из всего вышеизложенного напрашивается один вывод - ребята в РА не служили, или это было очень давно, "суждения черпают из забытых газет" и интернетовских "всезнающих" ресурсов. А я вернулся недавно (Читинская обл. п. Борзя 272 полк ПБГ) и с уверенностью могу сказать лишь одно: мы в полной д...ма яме. На вооружении у нашего полка какие танки не буду говорить, но до полигона "Цугол", что всего в ста верстах от расположения части дошли своим ходом лишь 30% техники !!! Оставляет желать лучшего и мотопехотные батальоны...
Виктор Полуботко Вам я скажу следующее: наши соседи настолько трудолюбивы, (Вам и не снилось), что при распутице вся техника будет перенесена на плечах бойцов, так что не испытывайте напрасных иллюзий... Да ассимиляция китайцев Вы на территории Дальнего Востока Вы думаете безобидное явление?! А теперь представьте себе воинскую часть, расположенную в местности "противника" с которым условно пока нет войны. Именно такая ситуация у нас уже с Дальним Востоком. К утру эта часть уже перестанет существовать.
А на счет комментариев Дмитрия так и хочется спросить его: Ты, случайно, не Медведев? Патриот блин... Я тоже патриот, и ты даже представить себе не можешь как мне больно всё это () осознавать. А видел ли тот ДМ соломенные крыши на избушках придорожных деревень, Йётафон хренов.

17 марта 2014, 09:02
Хотел прочитать статью, но в глаза бросились строки о, якобы перенаселенности Китая" и об "отсутствии пахотных земель". Автор, видимо, никогда не был в Китае. Желание читать пропало...
18 марта 2014, 19:44
Трезвая или отрезвляющая статья.
19 марта 2014, 02:29
Господин Храм Чи Хин давно известен своими леденящими кровь сочинениями на тему несчетных китайских танков и боеголовок направленных в сердце России-матушки. По трезвости такое вряд ли напишешь улыбка Если только под заказ. Хоть бы раз ссылку дал на источник сов.секретных знаний типа "Минимальнейший минимум — 3,5 тысячи зарядов, в реальности их, видимо, в разы больше."
19 марта 2014, 13:24
Конечно, Китай нельзя недооценивать. Кто против? Однако, здесь важна общая стратегия воздействия на любого агрессора, на китайского, на американского… Это – только и исключительно - массированный ядерный удар в самом начале возможной агрессии. Причём, бить по площадям, термоядерными зарядами максимальной мощности, мегатонн 30 – 50. Собственно, воинские подразделения даже не надо подводить к общей границе. Только так и этого достаточно. Всё сгорит? Ну и что? – Не суйся, останешься цел…
28 марта 2014, 00:31
Вот это правильно, здесь танки самолеты, вертолеты, тем более армия ни к чему. И то, что уважаемый паникер Храмчихин нам здесь привел бред сивой кобылы, мы уже давно имеем оружие, которому нет аналогов в мире и откуда будет произведен удар с какой точностью и за какое время. Не числом, а умением! господин Храмчихин, вот так то! А танки ,вертолеты,подлодки они пусть делают сколько угодно. Им же надо куда то деть рабочую силу.))) Вот пусть сами себя и успокаивают. Эпоха танков и бронетехники закончена.Свое они получат, пусть только сунутся. А суждено будет нам в землю, лечь так это только раз.!!!
30 марта 2014, 01:45
Статья откровенно тенденциозная, основанная прежде всего на проявлении внешних факторов, которые автор достаточно однобоко трактует исключительно против России, давая понять читателям, что у России вообще в этом мире нет никаких сколько-нибудь сильных союзников, Россия изолирована, а потому руки вверх и сдавайтесь на милость США и Запада, которые по мнению автора статьи Александра Храмчихина для России всё же меньшее зло, чем Китай. Такой подход автора может означать либо его полное недопонимание происходящих геополитических процессов, либо полностью заказной характер выдаваемых им интерпретаций, сдобренных некоторыми фактами с целью подорвать уверенность граждан России в завтрашнем дне. Если верно последнее предположение, то это просто обман, подлость и предательство по отношению к народу России.
07 апреля 2014, 13:23
Хоспадя.... Да кому нужны их танки и прочая чухня... Военное столкновение между ядерными державами, будет означать армагедон. Никакие танки против ядерного оружия не помогут. Я очень сильно сомневаюсь, что какая либо из ядерных держав, в случае оккупации будет капитулировать, скорее все свои ракеты выпустят в агрессора...
11 апреля 2014, 04:15
в советском союзе перед второй мировой войной было примерно такое же, как у вас, шапкозакидателское настроение
на самом деле обладание атомным оружием не является 100% гарантией от нападения
1) враг может напасть первым и уничтожить основную часть ракет (Китаю это сделать на много проще чем США) - он очень близко от наших пусковых позиций
2) Китай очень серьезно занимается противоракетами и противоспутниковым оружием
3) обороноспособность страны очень сильно зависит от морального состояние армии и народа (в Китае с этим все в порядке, а в России нет!)
...
Удачи.
11 апреля 2014, 04:02
Приветствую Александр ! Большое спасибо за статью. Очень трезвая и обоснованная оценка реальных событий в мире. У меня нет сомнений в правоте ваших мыслей и я задумался об этом примерно 15 лет назад. Все происходящее сейчас, только подтверждают мои мысли и ваши слова.
Единственная небольшая поправка. Запад сейчас больше боится Китай чем нынешнюю Россию, но это не мешает ему сделать все что бы будущая война между Россией и Китаем была как можно более кровопролитна и долга для обоих сторон.
Это чистая геополитика, (ничего личного).
так было в первой мировой войне, года США смогли сломить одновременно Германию, Англию и Россию
так было во второй мировой войне, когда США и Англия уничтожили Германию, Японию и нанесли режиму сталина непоправимый ущерб руками гитлера.
Я абсолютно убежден в том, что России надо как можно скорее прекратить игры с зелеными человечками в Европе, решить свои проблемы и бегом в ЕС и НАТО.
Иначе все это очень печально закончится, и очень быстро.
Еще раз спасибо и Удачи всем !
16 апреля 2014, 01:53
Поддерживаю.

Китаю, чтобы захватить весь мир, достаточно просто ни с кем не воевать.
А предотвратить захват мира Китаем можно только втянув его в войну и покрупнее.
Фишка в том, что Китай уже настолько силён, что войны, достаточно крупной, чтобы его остановить, земная цивилизация уже не перенесёт.
P.S. Админ, у Вас OpenID безбожно глючит.
12 апреля 2014, 00:00
Чем раньше Россия откажется от доллара и перейдёт на расчёты за рубли или золото тем раньше обрушится американская экономика , которая следом потянет и китай к обвалу как самому крупному держателю долговых обязательств США. Пусть китайцы со своими должниками сами разбираются ... мы от этого только выиграемулыбка А России нужно поддерживать страны которые обижают США и оказывать им военную и иную помощь.... в разных концах планеты. Чем больше будет у России дружественных (хоть даже и маленьких) стран тем более она будет жизнеустойчивее.
12 апреля 2014, 01:05
поддерживаю
12 апреля 2014, 01:04
а космический потенциал?
16 апреля 2014, 01:50
Пока Россия будет кошмарить Украину, её проглотить Китай. И никто не заплачет, МИР взохнет с облегчением.
24 апреля 2014, 20:08
Увы, в статье дан разумный и логичный взгляд на ситуацию. Остается добавить, что единственное, что пока сдерживает Китай от военной экспансии - опасность превентивного ядерного удара. Думаю, это шаткое равновесие будет продолжаться, пока в нашей стране есть власть, способная принимать твердые решения. Не дай Бог, случится что-нибудь подобное событиям на Украине, чего так добиваются господа либерасты, и в россии начнется хаос и разброд - Китай моментально воспользуется ситуацией.
01 мая 2014, 11:42
Господа либерасты добиваются в России не хаоса, а гражданского контроля за властью. Чтоб вещь, цена которой 100 рублей, не закупалась правительством за 300 рублей. Хотя бы в таком аспекте. Впрочем, воровство не главная наша проблема. А Китай конечно же воспользуется шансом, но, думаю, только стопроцентным шансом, китайцы осторожные.
24 апреля 2014, 22:51
После чтения статьи понятно, почему сейчас Китай группируется вблизи российских границ.
28 апреля 2014, 15:33
россии жизненно необходимо иметь против китая боеголовки с нейтронными зарядами. пофиг что они запрещены, родина дороже
01 мая 2014, 11:34
Получается, что в главном: а именно. морочить Западу голову и изображать дружбу, Россия и Китай все-таки союзники.
05 мая 2014, 01:53
"Пустующие города" -это для недобитых российской властью русских технарей, когда в РФ станет совсем плохо под властью йуристов с поддельными диссертациями, переедут.. да ..
10 мая 2014, 05:03
В ядерной войне - победителей не будет! Что касается России - ничего нового не придумаешь - надо восстанавливать экономику и с/х, наращивать ВПК, решать демографический вопрос ..... причем все это нужно было делать еще вчера..... Меня удивляют некоторые высказывания Медведева в частности о том, что оказывается нам надо самим производить сельхозпродукты и товары промышленного назначения, чтобы не зависеть гот запада..... открыл Америку.... Простой народ эти азбучные истины еще в 90-х знал и предупреждал, что нельзя рушить экономику, надо сохранить производство и схозяйство, нельзя разворовывать государство и уничтожать собственный народ, нельзя сокращать и уничтожать армию, разоружаться в одностороннем порядке.....Запад никогда не оставит своих намерений уничтожить Россию.....как только мы ослабнем - нас порвут на части....Да что говорить....все это прописные истины....Хочешь мира - готовься к войне! А пока чиновники и олигархи продолжают разворовывать Россию, а правительство и депутаты молча внемлет этому, а подчас и сами не прочь погреть руки у власти - толку не будет. Нужны руководители у власти с государственным уровнем мышления а не временщики......
13 мая 2014, 09:27
Уважаемый Стас!
мысль верная абсолютно, но!
Если даже сейчас у власти временщики, то, мне категорически, не хочется их менять на других временщиков.
Что касается жить в условиях ядерной зимы, и учитывая факт разгула фашизма в европе, им глубоко все-равно, они "не задумываясь" им нечем думать... (об этом говорят их действия) запустят бомбочку, создадут условия ядерной зимы, и повеселятся к тому же... какая разница в каких условиях жить без мозгов.
Жалко, что мировое сообщество не ставит себя на место мирных жителей. Даже, если бы они на минуточку представили разгул нацистов, например, у себя в бундестаге, окупацию, поджег, а затем вырезание, четвертование и т.д. может, бы у Меркель, например, задумалось, что-то в голове или сердце, представила бы себя на месте попавшей в мясорубку с грилем.
20 мая 2014, 07:32
Так едь в село.
10 мая 2014, 05:08
А "пустующие города" не спасут....да и жить в мире где кроме горстки особей, выживших после ядерного катаклизма лично мне не интересно.... Для чего? Радоваться, что ты уцелел и начинать опять с каменного века .....Смешно.....
10 мая 2014, 22:17
Китай повалит пинд-обамскую империю нахрен....
08 сентября 2015, 10:47
Текст был удален модератором, так как нарушает правила комментирования
15 мая 2014, 10:06
Китайцы и сейчас осваивают российский дальний восток, но им больше нравится Ванкуверщина и Алабамщина и тем более Техасщина с прочими Чикагщинами. В каждом американском городе есть Чайнатаун. Для того, чтобы утверждать КИТАЙ ЗАХВАТЫВАЕТ Россию и ее Север, надо как минимум на этом Севере прожить хотя бы год. Кто знает эти Тюмени Уренгои, Омски Томски и даже Новосибирски вам скажет - что там можно "ПРИЕХАТЬ НА ЗАРАБОТКИ", чтобы оставить навсегда ПОЧКИ, ПЕЧЕНЬ И ЗУБЫ (свое здоровье) и уехать на пенсию в теплые края.
20 мая 2014, 07:30
В континентальных районах ДВ зимы холодные и малоснежные, при этом жаркое, но достаточно короткое лето. В прибрежных районах зима мягкая и многоснежная, в то же время затяжная холодная весна, прохладное лето и длинная и тёплая осень. На побережье как зимой, так и летом часты циклоны, затяжные проливные дожди, тайфуны и туманы. На Камчатке высота снежного покрова может достигать 6 метров. Также чем ближе к югу, тем большая влажность воздуха. На юге Приморья нередко устанавливается погода с влажностью свыше 90 %. Практически на всей территории ДВ наибольшее количество осадков приходится на лето, что систематически вызывает разливы рек, подтопления построек и сельскохозяйственных земель.
20 мая 2014, 07:31
ДВ вполне подойдет для жизни.
16 мая 2014, 21:18
Никак не вспомню-когда Россия воевала с Китаем? К чему написана эта статья?
20 мая 2014, 07:29
А ты вспоминай, вспоминай. Воевала и не раз.
19 мая 2014, 13:24
Что за бред у автора как можно строить пустые города не что бы после атомной войны заселить когда после такой войны от городов останутся руины и насчёт этой темы применять атом. оружие на соседнию страну-полнейший бред автора побольше читай
08 сентября 2015, 10:46
Текст был удален модератором, так как нарушает правила комментирования
20 мая 2014, 07:28
Китай не будет Воевать с Россией. На ДВ у России 6 млн жителей. Путин уже запустил Китайцев на ДВ. Когда на ДВ появяяться китайские заводы, компании и фирмы, то за ними последуют китайцы. Когда китайцев станет около 60% - они просто отделятся. Вот тут Россия сразу вспомнит про Крым. Восточная Европа сразу признае независимую ДВ, а там и референдум по присоединению к Китаю проведут. И на этот раз 100 стран будет за, и всего 10 против.
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Расширяйте круг интересов!
Мы пишем об истории, обороне, науке и многом другом. Подписывайтесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»