Лжемаяк для «Черного Сталина»
Обломки президентского самолета Ту-134А. Фото: mozambiquehistory.net

Обломки президентского самолета Ту-134А. Фото: mozambiquehistory.net

Американский авиаэксперт Алан Диль подозревает, что к гибели президента Мозамбика в 1986 году причастны спецслужбы ЮАР

Спецслужбы ЮАР, возможно, имеют отношение к гибели первого президента Мозамбика Саморы Машела: для того, чтобы сбить с курса его самолет, они могли применить мобильный навигационный маяк. Об этом сообщает All Africa, ссылаясь на информацию, опубликованную в прошлом году в книге Алана Диля Air Safety Investigators: Using Science to Save Lives — One Crash at a Time.

Машел погиб 19 октября 1986 года в авиакатастрофе, когда возвращался в Мозамбик из Замбии. Президентский самолет Ту-134А рухнул на территории ЮАР. Лайнер, пилотируемый советским экипажем, должен был совершить плановую посадку в столице Мозамбика Мапуту, но в последний момент отклонился от заданного курса и столкнулся с горой.

В результате расследования, проведенного Международной организацией гражданской авиации, причиной катастрофы была признана ошибка летного экипажа. В то же время советские авиационные эксперты и спецслужбы полагали, что к трагедии могло быть причастно южноафриканское правительство, а самолет разбился в результате диверсии.

Эксперт из США Алан Диль был послан Госдепартаментом в Мозамбик в январе 1987 года, чтобы помочь южноафриканским специалистам в проведении расследования крушения самолета. Он также должен был проверить версию о возможном убийстве мозамбикского президента.

В течение двухнедельной командировки эксперт получал данные от американских и южноафриканских властей и видеоматериалы, снятые государственным южноафриканским телеканалом SABC. Однако самого места крушения он не посещал, поскольку к моменту его приезда в страну эта территория уже была исследована южноафриканскими специалистами.

Первоначально Диль пришел к выводу, что ошибки президентского летного экипажа могли быть частично вызваны техническими недочетами самого самолета ТУ-134А и переутомлением экипажа, но к концу поездки он стал склоняться к версии, что причиной аварии мог стать навигационный маяк, примененный спецслужбами ЮАР.

Когда он напрямую сказал об этом одному из экспертов из ЮАР, тот, по словам американца, «начал сильно нервничать». Один из южноафриканских чиновников на условиях анонимности намекал Дилю, что «у полиции в том районе был такой навигационный маяк».

Диль настаивает, чтобы ООН санкционировала новое расследование авиакатастрофы.

Не все пассажиры того рейса погибли. Сообщалось, что белые полицейские не стали помогать выжившим соратникам президента Машела — медицинская помощь на самом высоком уровне была оказана лишь 37-летнему бортмеханику, советскому гражданину Новоселову — единственному уцелевшему белому члену экипажа. За ним ухаживали несколько медсестер, его навестил министр иностранных дел ЮАР Рулоф Бота. Через несколько дней бортмеханика переправили в Мапуту, а затем в Ленинград.

В то время СМИ облетели слова Новоселова, который назвал авиакатастрофу «диверсией», тогда как официальной версией ЮАР была ошибка советских пилотов. «Я уверен, что это не авария — диверсия. Юаровцы ее спланировали заранее. Им мешал Самора Машел», — якобы говорил выживший член экипажа.

Самора Машел. Фото: Mark Peters / AP

Самора Машел. Фото: Mark Peters / AP 

Советские представители тоже настаивали, что причиной крушения была диверсия со стороны недружественного к Машелу режима апартеида. По версии СССР, южноафриканские военные установили в районе крушения самолета ложный радиомаяк, из-за чего самолет сбился с курса.

В декабре 2012 года новое расследование авиакатастрофы начало специальное следственное подразделение полиции ЮАР «Ястребы». Эксперты-криминалисты провели воздушную фотосъемку и сняли GPS-показания в военной зоне в восточной провинции Мпумаланга, откуда полетная информация передается на военные базы в регионе. Результаты этого расследования не известны.

В 2004 году бывший сотрудник спецслужб ЮАР Лоу рассказал о причастности южноафриканского правительства и бывшего президента страны Боты к гибели Машела. Правда, Лоу говорил не про радиомаяк, а про человека, который якобы сделал выжившему в катастрофе президенту Мозамбика смертельную инъекцию.

Лидер марксистского Фронта освобождения Мозамбика (ФРЕЛИМО) Самора Машел стал президентом страны в 1975 году. Его правительство национализировало землю и почти всю торговлю и промышленность. При нем поощрялся отъезд из страны белых поселенцев. Машел, известный как «Черный Сталин», также оказывал военную поддержку партизанским движениям Южной Родезии (Зимбабве), которые с его помощью в 1980 году покончили с режимом белого меньшинства.

Машел поддерживал отношения с лидерами социалистических стран, встречался с кубинским лидером Фиделем Кастро, Леонидом Брежневым, руководителем Германской Демократической Республики Эрихом Хонеккером, первым, а затем и генеральным секретарем ЦК Болгарской коммунистической партии Тодором Живковым, монгольским политическим деятелем Юмжагийном Цэдэнбалом, президентом Социалистической Республики Румыния Николае Чаушеску и Михаилом Горбачевым.

Против режима Машела в северных провинциях воевало «Мозамбикское национальное сопротивление» (РЕНАМО). РЕНАМО пользовалось оперативной поддержкой спецслужб ЮАР, политическими симпатиями США и европейских правых сил. Эта организация выступала против курса социалистической ориентации Мозамбика и требовала введения многопартийной системы. Режим апартеида был недоволен тем, что Мозамбик помогает Африканскому национальному конгрессу (АНК), который руководил движением борьбы с политикой апартеида в ЮАР. Сам Машел получил репутацию ярого противника апартеида и расизма.

Спонсируемые ЮАР вооруженные отряды РЕНАМО нападали на членов АНК даже в столице Мозамбика Мапуту.

В 1984 году власти Мозамбика подписали с ЮАР договор о ненападении и добрососедстве. «Соглашение Нкомати» обязывали оба государства не предоставлять базы на своей территории, финансовую и материальную помощь вооруженным группировкам, чьи действия представляют угрозу для безопасности каждой из сторон. Правительство Мозамбика выслало сотни членов АНК, однако ЮАР не прекратила поддержку формирований РЕНАМО. В августе 1984 года гражданская война охватила все провинции Мозамбика, а вооруженная оппозиция смогла блокировать большинство транспортных путей страны, которые вели в Зимбабве, Малави и ЮАР.

Финансовая и материальная поддержка повстанцев РЕНАМО со стороны ЮАР закончилась только в 1990 году, когда был освобожден из заключения Нельсон Мандела, за которого впоследствии вышла замуж вдова Машела Граса Машел.

РЕНАМО, отрезанная от внешней помощи, в 1992 году ослабила свою борьбу, что в итоге позволило прекратить военные действия в стране и подписать между правительством и повстанцами мирный договор. Осеню 2013 года боевики РЕНАМО объявили об окончании перемирия с правящей партией.

Война клонов Далее в рубрике Война клоновБаку планирует закупить китайско-пакистанские истребители, скопированные с российского МиГ-29; эксперт: Пекин выходит на рынок оружия стран СНГ Читайте в рубрике «История» Семеро пойдут, Сибирь возьмут!Каникулы в Историю. Серия пятая. Семеро пойдут, Сибирь возьмут!

Комментарии

06 февраля 2014, 10:02
А я и не знал что женой Манделы была вдова Машела, спасибо за полезную инфу
06 февраля 2014, 10:41
Женщина познав сильного мужчину,способного идти против тысяч людей и десятка могучих стран не может быть впредь с более слабым мужчиной. И для Манделлы это был подарок судьбы,потому что Граса Машел как никто знала как помочь и настроить правителя на подвиги.
06 февраля 2014, 12:50
Президентские самолеты просто так не падают,ведь у них лучшие пилоты,лучшая безопасность,прямые воздушные коридоры и т.п.
06 февраля 2014, 16:04
Вот я о том же подумал. Неужели все так просто - включи радиомаяк и вуаля, самолеты посыпались с неба как горох?
06 февраля 2014, 16:39
Когда то у ЮАР были спецслужбы, теперь кроме негров ничего и не осталось, ах да теперь там белых вырезают, а раньше ЮАР рулила кнтинентом
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Расширяйте круг интересов!
Мы пишем об истории, обороне, науке и многом другом. Подписывайтесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»