Кто главный экспонат?
Поднятие флагов на открытии Всероссийской промышленной и художественной выставки в Нижнем Новгороде. Фото: russiahistory.ru

Поднятие флагов на открытии Всероссийской промышленной и художественной выставки в Нижнем Новгороде. Фото: russiahistory.ru

9 июня 1896 года в Нижнем Новгороде открылась крупнейшая в дореволюционной России выставка

Нижний Новгород еще с XVI века славился своей ярмаркой — сюда съезжались торговцы со всей России и даже из-за рубежа — например, мусульманские купцы из Средней Азии. Во второй половине XIX века ярмарка достигла своего расцвета: благодаря открытию Николаевской железной дороги, а несколькими годами позже — Московско-Нижегородской железной дороги объем товаров, ежегодно привозимых сюда, вырос в несколько раз. Каждый год на ярмарку приезжали около 200 тысяч человек — в десять с лишним раз больше населения самого Нижнего.

Однако к последнему десятилетию XIX века ярмарка начала терять свое значение — с каждым годом оборот товаров снижался. Желая восстановить упавший престиж Нижнего Новгорода, являвшегося крупнейшим центром торговли в России, император подписал указ о проведении в городе XVI Всероссийской художественной и промышленной выставки. Одной из ее задач было продемонстрировать, что российские торговцы могут торговать не только сельскохозяйственной продукцией (в первую очередь хлебом): промышленность страны производит немало новых и интересных товаров. Вот почему Нижегородская выставка старалась показать лучшие промышленные и технические достижения того времени.

Особая комиссия под руководством Сергея Витте, на которую была возложена задача организации выставки, готовила мероприятие с оглядкой на грандиозную Всемирную выставку в Париже 1889 года. Помимо знаменитой Эйфелевой башни, построенной к ее открытию, Парижская выставка вошла в историю множеством других представленных на ней технических достижений. Посетители приходили в восторг при виде автомобилей Даймлера и Бенца, выставленных во Дворце машин — крупнейшей в мире 111-метровой крытой галереи. Организаторы Парижской выставки старались предугадать облик городов будущего — экспозиция освещалась рекордным количеством электрических фонарей. На Всемирной выставке побывали энтузиасты «Русского технического общества», и именно им доверили организацию Нижегородской выставки — царь назначил ее генеральным комиссаром председателя РТО Михаила Кази.

Художественный отдел на выставке

Художественный отдел на выставке. Фото: russiahistory.ru

Проведение выставки финансировал сам император. Чтобы привлечь максимальное число посетителей, Особая комиссия установила специальную скидку на проезд до Нижнего Новгорода из 183 городов России. Для студентов и промышленных рабочих проезд был и вовсе бесплатным. Журналисты окрестили «хозяином» Парижской выставки электричество, и организаторы выставки в Нижнем постарались не отставать — в городе был пущен первый в России электрический трамвай, идущий из центра города и объезжавший выставку по кольцу; павильоны освещались электричеством. Кроме того, были установлены фуникулеры через Волгу, открыта скоростная пароходная линия, построены 70 зданий и сооружений. Павильонов частных лиц и организаций было и того больше — 120 с лишним.

Утереть нос Эйфелю постарался Владимир Шухов, построивший к открытию выставки прообраз той башни, которая будет названа его именем, — гиперболическую водонапорную башню из стальной сетки высотой 72 метра. Шухову принадлежала и уникальная ротонда — один из восьми павильонов выставки, имевший висячее сетчатое покрытие. Зал для собраний на 900 человек спроектировал главный «мирискусник» — профессор Александр Бенуа. Выставка располагалась на левом берегу реки Оки, недалеко от ярмарки. Для детального осмотра галерей и рядов общей площадью около 25 тысяч квадратных саженей требовалась как минимум неделя.

Среди экспонатов выставки был первый русский автомобиль, построенный инженерами Евгением Яковлевым и Петром Фрезе. Этот самодвижущийся экипаж вызвал восторг почтившего выставку своим присутствием императора. У посетителей павильонов не было сомнений относительно ответа на вопрос, кто здесь главный экспонат, — царь с любопытством наблюдал работу машин, интересовался принципом действия различных приборов, а зеваки толпами стояли у дверей павильонов, пользуясь случаем увидеть государя.

В одном из павильонов демонстрировался сконструированный Александром Поповым грозоотметчик — прибор для регистрации возникающих молний. Изобретатель радио был одним из множества нижегородских инженеров, решивших принять участие в выставке. Правда, большинство нижегородцев, чьи работы тут были выставлены, все-таки не были инженерами — в отделе Кустарные промыслы выставлялась сельскохозяйственная утварь, предметы народных промыслов.

Демонстрировались на выставке и иностранные достижения. Посетивший кинопавильон писатель Максим Горький философствовал на тему синема, которое скоро станет «важнейшим из искусств»: «Вчера я был в царстве теней. Как странно там быть, если бы вы знали. Там звуков нет и нет красок… И вдруг что-то щелкает, все исчезает, и на экране является поезд железной дороги. Он мчится стрелой прямо на вас — берегитесь! Кажется, что вот-вот он ринется во тьму, в которой вы сидите, и превратит вас в рваный мешок кожи, полный измятого мяса и раздробленных костей, и разрушит, превратит в обломки и в пыль этот зал и это здание, где так много вина, женщин, музыки и порока. Но это тоже поезд теней». Как легко догадаться, Горький смотрел «Прибытие поезда» братьев Люмьер. Фотографические снимки выставки делал знаменитый нижегородский мастер Максим Дмитриев, «Гиляровский от фотографии», прославившийся своими фотопортретами поволжских типов — богатых купцов, бурлаков, бродяг. На выставке читались бесплатные лекции по разным предметам для инженеров, рабочих и энтузиастов науки.

Всего за четыре месяца, начиная с 9 июня (28 мая по старому стилю), Всероссийскую художественную и промышленную выставку в Нижнем Новгороде посетило чуть менее миллиона человек, из которых 50 тысяч были учащимися, и еще 6500 — преподавателями и учителями народных училищ. Она оказалась крупнейшей из дореволюционных — своего рода вершиной технических достижений империи.

Дар Екатерины Великой Далее в рубрике Дар Екатерины Великой9 июня 1793 года казаками был заложен город Екатеринодар, ныне Краснодар Читайте в рубрике «Русские победы» Т-34 – «танковый кошмар» Вермахта118 лет назад родился Михаил Кошкин, главный конструктор танка Т-34 Т-34 – «танковый кошмар» Вермахта

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Не пропустите лучшие материалы!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»