Все выше стремится полет наших птиц
МиГ-21Ф-13 на аэродроме Качинского высшего военного авиационного училища. Фото: airwar.ru

МиГ-21Ф-13 на аэродроме Качинского высшего военного авиационного училища. Фото: airwar.ru

28 апреля 1961 года летчик-испытатель Георгий Константинович Мосолов на самолете МиГ-21Ф-13 установил абсолютный рекорд высоты полета

50-е и 60-е годы XX века ознаменовались научным и военно-техническим соперничеством между Советским Союзом и западными странами, в первую очередь СССР и США. Каждая из сторон этого противостояния стремилась продемонстрировать потенциал своих возможностей, особенно в военной сфере, чтобы убедить оппонентов в полной бесперспективности и даже гибельности вооруженного конфликта. В этом соревновании времен холодной войны важно было опередить соперника, сделать что-то первым: раньше других запустить спутник, испытать новую ракетную систему, создать самый мощный танк. Немалая роль в этом заочной соревновании отводилась авиации — роду войск, от которого в огромной степени зависит успех в современной войне. Именно поэтому столь большое внимание уделялось различным авиационным рекордам — в дальности и скорости полета, в его максимальной высоте.

Авиационная техника развивалась очень быстро. Одним из наиболее удачных советских военных самолетов стал легкий сверхзвуковой истребитель МиГ-21, первый из «МиГов» с треугольным крылом. Сначала МиГ-21 оснащался двумя авиапушками и неуправляемыми ракетами, но впоследствии на него стали ставить сначала две, а затем четыре управляемые ракеты класса «воздух-воздух». Знаменитый конус в носовой части истребителя, придающий ему узнаваемый динамичный вид, является элементом воздухозаборника, регулирующим объем воздуха, поступающего в двигатель.

МиГ-21 считается самым массовым военным самолетом в мире. В различных модификациях он выпускался в СССР с 1959 по 1985 год, стоял на вооружении Советской армии до 1991 года.  Кроме того, МиГ-21 производили в Чехословакии, Китае и Индии, он «служил» в ВВС более чем 25 стран. Самолет очень хорошо зарекомендовал себя во время войны во Вьетнаме, когда выдающаяся маневренность этого истребителя с легкостью позволяла уклоняться от вражеских ракет и успешно вести бой с американскими F-4 Phantom.  Именно на Миг-21 летчики вьетнамских ВВС сбили два стратегических бомбардировщика B-52.

Одной из модификаций истребителя в 1960 году стал МиГ-21Ф-13, отличающийся навесным оборудованием. На нем была снята одна из пушек, зато увеличен запас топлива и, соответственно, дальность полета.  Истребитель в этой версии производили с 1960 по 1962 год на авиазаводе в Горьком (теперь — Нижний Новгород) и с 1962 по 1965-й — в Москве. На облегченной версии этой модификации МиГ-21 было поставлено несколько рекордов скорости и высоты полета.

В 1959 году первенство в абсолютной высоте полета было за США: 14 декабря этого года американский пилот Джо Б. Джордан впервые «пробил» потолок в 30 километров, поднявшись на истребителе F-104 Starfighter до высоты 31 534 м.

Однако 28 апреля 1961 года этот рекорд был побит. Советский летчик-испытатель Георгий Константинович Мосолов на облегченной версии истребителя МиГ-21Ф-13 (под условным названием «Е-66») с установленным под фюзеляжем ускорителем — ракетным двигателем ЖРД СЗ-20М5А поднялся на высоту 34 714 метров.

Судя по показаниям приборов самолета, истребитель Мосолова поднялся даже выше — до 35 000 метров. Но на одной из наземных станций, фиксирующих высоту, произошло временное отключение электричества. Хотя авария была устранена быстро, за это время самолет спустился, и так «потерялись» почти 300 метров высоты. На самой высокой точке полета скорость самолета составляла всего 60 км/ч. А несколько секунд во время полета пилот находился в состоянии невесомости.

Г.К. Мосолов был хорошо знаком с самолетами «МиГ», он «обкатывал» их с 1953 года, всего поднял в воздух около 20 новых машин. Летчик проводил испытания первых образцов авиационных двигателей, навигационного оборудования, систем перехвата, нового оружия. Мосолов установил шесть мировых рекордов, два из них — достижение максимальной скорости. В октябре 1958 года на самолете МиГ-21Ф-13 он добился скорости 2 388 км/ч, в 1959 году — 2 504 км/ч. За мужество и героизм при испытании летной техники 5 октября 1960 года Г.К. Мосолову было присвоено звание Героя Советского Союза.

Кстати, Георгий Константинович хотел еще раз «пробить» потолок высоты, но тогда полет за новым рекордом не состоялся по решению генерального конструктора Артема Ивановича Микояна: риск был слишком велик.

В сентябре 1962 года Мосолов испытывал новую машину, и во время полета взорвался двигатель. Пилот пытался спасти самолет, но тот стал неуправляемым, и пришлось катапультироваться. Во время приземления летчик получил тяжелые травмы. Уже в больнице он дважды пережил клиническую смерть, медики несколько дней боролись за его жизнь. Георгий Константинович поправился, но не смог продолжить карьеру летчика-испытателя, долгое время работал консультантом генерального конструктора «МиГ».

Цена научно-технических достижений и рекордов была высока. Но качество техники и мужество тех, кто давал ей жизнь, позволили создать надежный щит для нашего Отечества, сохранить мир.

Донские казаки в Милане Далее в рубрике Донские казаки в Милане28 апреля 1799 года, после победы на реке Адда, русские войска под командованием Суворова заняли главный город Северной Италии

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях. Только экспертный взгляд на события
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»