«Воздвигнут храм искусству дорогому»
Фото: официальная группа Московской консерватории имени П.И. Чайковского в Facebook

Фото: официальная группа Московской консерватории имени П.И. Чайковского в Facebook

20 апреля 1901 года был открыт Большой зал Московской консерватории

Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского наряду с Большим театром, Третьяковской галереей, Российской государственной публичной библиотекой, Государственным Русским музеем является предметом гордости россиян.

Ее основание связано с именем Николая Рубинштейна, в 1860-х годах он часто поднимал о необходимости учреждения в Москве консерватории. В статье «О музыке в России» Рубинштейн отмечал, что в стране мало «музыкантов потому, что правительство не дает звания художника и связанных с ним привилегий, предоставляемых представителям других искусств».

В Петербурге консерватория была открыта в 1862 году, там же находились лучшие театры и музеи, публика была там искушенней, - Москва находилась в тени Петербурга.

Рубинштейн добивался для старой столицы собственной консерватории, подчеркивая, что она нужна не для гениев, которые и без того найдут возможность для развития.

Ее назначение заключается в подготовке «русских учителей музыки, русских музыкантов для оркестра, русских певцов и певиц, которые будут трудиться так, как трудится человек, который видит в своем труде средство к существованию, право на общественное уважение, средство прославиться, средство совершенно предаться своему божественному призванию, как может трудиться всякий уважающий себя и свое искусство...».

Рубинштейн пытался «пробить» этот вопрос не только через прессу, но и через чиновников: регулярно являлся к столоначальнику, к генерал-губернатору, в городскую думу.

Помощь пришла из… Санкт-Петербурга — от председательницы Русского музыкального общества, великой княгини Елены Павловны. Второе в России высшее музыкальное учебное заведение было открыто 1 сентября 1866 года в бывшем доме баронессы Черкасовой, находившемся на углу Воздвиженки и проезда Арбатских ворот.

Обучение в консерватории длилось шесть лет, стоимость составляла 100 рублей в год, наиболее способные учились за счет Академии. К преподаванию были привлечены лучшие российские и зарубежные музыканты – уровень обучения был достаточно высоким.

Поток учащихся постепенно возрастал, и в арендованном доме баронессы Черкасовой, становилось тесновато. В числе студентов были дети, чиновников, мелких дворян, купцов, духовенства, военных, изредка — дети крестьян и ремесленников.

В 1876 году Московская консерватория переехала на Большую Никитскую, в двухэтажный дом — бывший дворец князя Воронцова. Вскоре усадьба была приобретена в собственность, и при третьем директоре Василии Сафонове началось строительство нынешнего здания консерватории с ее всемирно известным Большим залом.

Новое здание консерватории было построено по проекту академика архитектуры Василия Загорского. Строительство и отделка здания были осуществлены с помощью меценатов. Текстильные фабриканты братья Морозовы вложились в оборудование и меблировку зала. Великолепный орган стоимостью 50 тысяч рублей заказал в Париже железнодорожный предприниматель фон Дервиз.

Специально для зала художник Николай Бодаревский написал 14 портретов-медальонов великих композиторов: Баха, Генделя, Гайдна, Бетховена, Моцарта, Шуберта, Шумана, Мендельсона, Глюка, Вагнера, Глинки, Чайковского, Рубинштейна и Бородина.

Торжественное открытие Большого зала состоялось 7 апреля (20 апреля) 1901 года. Зал вмещал около двух с половиной тысяч зрителей (партер, ложи и два амфитеатра), на сцене помещался оркестр в 130 и хор в 250 человек.

В честь открытия Большого зала оркестром под управлением Василия Сафонова были исполнены произведения Глинки, Чайковского, Бородина, Рубинштейна и Бетховена. Также прозвучал специально написанный профессором консерватории Федором Кёнеманом кантата-гимн «Воздвигнут храм искусству дорогому».

Известный французский композитор Шарль Видор, присутствующий на открытии, с восторгом писал о новом зале:

«Мощь и очарование оркестра, великолепие органа, легкость и красота человеческого голоса, полнота звука фортепиано передаются в нем с несравненной отчетливостью».

За великолепную акустику Большой зал называют «огромной скрипкой Страдивари».

Большой зал Московской консерватории был и остается одним из лучших концертных залов мира. Здесь выступают выдающиеся отечественные и зарубежные исполнители, регулярно проходит Международный конкурс имени Чайковского и другие крупнейшие музыкальные смотры.

«Это самый любимый зал столицы», — сказал о нем выдающийся советский пианист и педагог Генрих Нейгауз.

Министр иностранных дел Михаил Муравьев – исполнитель воли Николая II Далее в рубрике Министр иностранных дел Михаил Муравьев – исполнитель воли Николая IIДействия Муравьева были направлены на усиление позиций России как мировой державы Читайте в рубрике «Культура» Тайны мироздания из инвалидной коляскиЧерез неделю после конца света в Москве появятся книги о создании Вселенной Тайны мироздания из инвалидной коляски

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
История, политика и наука с её дронами-убийцами
Читайте ежедневные материалы на гуманитарные темы. Подпишитесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»