«Воздухоплавательный парк»
Подъем воздушного шара «Сокол», 1885 г.  Фото: topwar.ru

Подъем воздушного шара «Сокол», 1885 г. Фото: topwar.ru

27 февраля 1885 года в Петербурге был создан первый воздушный полигон

Первый настоящий аэродром в России возник задолго до появления привычной нам авиации. Произошло это 27 февраля 1885 года в столице Российской империи Санкт-Петербурге. В тот день на Волковом поле, где ранее размещался артиллерийский полигон (ныне это Парковая улица, д. 5), был создан так называемый «Воздухоплавательный парк», место постройки, испытания и исследования летательных аппаратов легче воздуха — воздушных шаров и аэростатов.

Как почти все новинки науки и техники, аэростаты испытывались не ради развлечения, а в целях укрепления могущества русской армии. До появления авиации именно аэростаты стали первым инструментом воздушной разведки и высотной корректировки артиллерийского огня.

За несколько месяцев до создания «Воздушного парка», в декабре 1884 года, при Главном инженерном управлении Военного министерства была создана «Комиссия по применению воздухоплавания, голубиной почты и сторожевых вышек к военным целям». Военный министр России генерал от инфантерии Пётр Ванновский создание этой комиссии обосновал тем, что «в последние годы в государствах Западной Европы обращается особое внимание на успехи, делаемые аэронавтикой». Россия не могла отстать от передовых стран Европы в данной сфере.

«Комиссию по применению воздухоплавания» возглавил генерал-майор Михаил Боресков, профессиональный военный инженер, специалист по электротехнике и ветеран всех войн, которые Россия вела во второй половине XIX столетия. «Секретарем-делопроизводителем» комиссии, то есть, по сути, заместителем генерала Борескова стал 29-летний поручик Александр Кованько, тоже профессиональный военный инженер и участник русско-турецкой войны 1877-78 годов.

Именно генерал Боресков и поручик Кованько создали первый в русской истории аэродром. Для работ на нём была образована так называемая «Воздухоплавательная команда», первая регулярная часть русской армии, которой предстояло перенести войну с поверхности суши в воздух.

Команда «аэронавтов», как их иногда называли в те годы в документах российского Генштаба, первоначально состояла из двух унтер-офицеров и 20 рядовых под командованием поручика Кованько. Первые два воздушных шара получили имена «Орёл» и «Сокол».

Солдат «Воздухоплавательной команды» необходимо было обучать телеграфной азбуке, фотографированию, обращению с полевыми телефонами, устройству воздушных шаров, наполнению их газом, обращению с газодобывающей установкой и прочим премудростям «аэронавтики» конца XIX века. Никаких инструкций и учебников воздушного дела ещё не было, и командиру «аэронавтов» Александру Кованько пришлось самому готовить их, а также переводить все найденные материалы с иностранных языков (благо поручик с инженерным образованием знал все основные европейские языки и латынь).

Воздухоплавательный парк на Волковом поле

Воздухоплавательный парк на Волковом поле. Фото: al-spbphoto.narod.ru

11 августа 1885 года «Воздушный парк» внезапно посетил сам военный министр Ванновский. Он приказал подготовить воздушный шар и поднять его в воздух. Когда шар был готов, его корзину заняли поручик Кованько, министр Ванновский и профессор Михайловской артиллерийской академии генерал-майор Федоров. Привязной воздушный шар «Сокол» поднялся на высоту 100 м. После приземления военный министр с чувством сказал: «И на воздухе можно служить Царю и Отечеству».

Служба «Воздухоплавательного парка» Царю и Отечеству шла активно и плодотворно. В октябре 1885 года аэростат с экипажем из трех человек под командованием Кованько совершил свободный полет от Петербурга до Новгорода, преодолев по воздуху 200 вёрст.

В мае следующего 1886 года поднявшийся с территории «Воздухоплавательного парка» аэростат произвёл первую в истории России аэрофотосъёмку местности. Впервые Санкт-Петербург был сфотографирован с высоты 1200 метров. Над Петропавловский крепостью воздушный шар поднялся до высоты 1350 метров.

В дальнейшем именно начальник «Воздухоплавательного парка» Александр Матвеевич Кованько стал инициатором создания русской авиации. Еще в 1894 году он представил в Императорское русское техническое общество свой проект аэроплана и оригинального пропеллера к нему. Во время русско-японской войны Кованько, уже в чине полковника, командовал «воздухоплавательным батальоном», аэростаты которого оказали большую помощь русской армии в сражениях под Мукденом и при обороне Порт-Артура.

Опыт боевого использования военных аэростатов позволил русскому командованию принять решение о формировании еще двух воздухоплавательных батальонов. А полковник Кованько по итогам войны получил наградное золотое оружие и чин генерал-майора. В 1908 году он первым направил в Военное министерство доклад о необходимости, наряду с аэростатами и дирижаблями, создавать боевую авиацию из аппаратов тяжелее воздуха.

«Нельзя нам идти в хвосте иностранцев, —  писал первый командир русских «аэронавтов» Кованько, —  Воздушный флот нужен России не только как средство сообщения… Нам нужны опытные мастера, предприимчивость и верфи, где все воздухоплавательное можно было бы делать дома, русскими руками, из русских материалов и по возможности русской системы».

Уже в 1909 году на территории «Воздухоплавательного парка» стали собирать первые пять аэропланов и строить для них взлётно-посадочную полосу. Так созданный 27 февраля 1885 года парк для испытания воздушных шаров стал первым в русской истории военным аэродромом.

Главная кузница русского оружия Далее в рубрике Главная кузница русского оружия26 февраля 1712 года указом Петра I было положено начало Тульскому оружейному заводу

Комментарии

28 февраля 2016, 02:55
Интересно, зачем через "Русскую планету" заходить во "вконтакте"?! Если эту статью нельзя поместить у себя на страничке во "вконтакте"?!!
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте статьи экспертов
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»