Волшебный век авиации
Первая авиационная неделя в Санкт-Петербурге, 8–15 мая 1910 года. На фото самолет «Blériot XI»

Первая авиационная неделя в Санкт-Петербурге, 8–15 мая 1910 года. На фото самолет «Blériot XI»

8 мая 1910 года в Петербурге открылась первая Всероссийская неделя авиации, для жителей столицы она стала событием года

«Неделя авиации на большой приз города Петербурга за совокупность полетов в течение всей недели» — такое название носила первая Всероссийская авиационная неделя, открывшаяся 25 апреля (8 мая) 1910 года в Петербурге.

Ее предыстория началась еще в 1908 году, когда внук Николая I, великий князь Александр Михайлович, услышав известие о перелете француза Блерио через пролив Ла-Манш, решил заняться созданием русской авиации, и надо сказать, в этом деле он преуспел.

Князя поддержал император Николай II, и уже в 1909 году в Гатчине открылось авиационное отделение офицерской воздухоплавательной школы.

Чтобы поддержать интерес к авиации среди широкой публики (стране нужны были пилоты), весной 1910 года в Петербурге на Коломяжском ипподроме было решено провести первую авиационную неделю. На открытие выставки пригласили цыганский хор, в буфете для публики играл румынский оркестр.

Публика была самая разнообразная: высочайшим присутствием авиационную неделю почтил император Николай II, было много интеллигенции, почти все участники проходившего тогда в столице съезда писателей, а также рабочие и крестьяне. Летать и управлять полетом – это тайная мечта каждого человека. Трибуны были забиты до отказа, у кого не было денег, лезли на ближайшие к ипподрому деревья, чтобы посмотреть на летающие машины.

На трибунах в те дни царил ажиотаж, сопоставимый разве что с поведением фанатов на финальных играх Евро или ЧМ. Чтобы понять настроение людей, достаточно процитировать Льва Успенского, его воспоминания о полете француза Латама, состоявшегося в Петербурге в том же году:

«Десятки тысяч людей, питерцев, с ревом неистового восторга, смяв всякую охрану, неслись по влажной весенней траве… туда, где торопливо, видя это приближение, то выскакивал наружу, то вновь испуганно вжимался в свою маленькую ванночку-гондолу сам месье Гебер Латам».

На ипподроме свои достижения публике демонстрировали пилоты на воздушных шарах и на гигантских воздушных змеях-планерах, пилотов, управляющих такими планерами, называли «змееплавателями».

В соревнованиях участвовали летчики из Франции, Бельгии, Германии, Швейцарии, причем была и одна летчица — француженка баронесса Де ла Рош. Россию представлял Николай Попов на аэроплане американской фирмы «Райт».

Абсолютное лидерство в первые два дня захватил бельгиец Христианс на биплане «Фарман». «Райт» Попова в первый день поднялся в воздух и под звуки российского гимна описал несколько кругов над ипподромом. Триумфом русского пилота стал третий день состязаний. Попов пролетел от аэродрома до Троицкого моста и благополучно вернулся обратно.

«Наверху прекрасно, нет ветра. Только Петербург кажется оттуда исключительно грязным», — сообщил Попов газетчикам после полета.

На следующий день Николай взлетел со второй попытки.

«Все с волнением следили за Поповым, всем хотелось увидеть его торжество, всем — от министра до официанта ресторана...»

Пилот оправдал ожидания. Он поднялся в воздух на полкилометра и провел в небе 2 часа 4 минуты. И хотя на следующий день самолет Попова окончательно сломался, его выступление восприняли как триумф.

Николая Попова лично поздравил генерал от кавалерии Владимир Сухомлинов, который до этого скептически относился к авиации, больше всего доверял родной кавалерии.

На авианеделе не обошлось без происшествий, французский летчик Моран, решив поразвлечь судей и зрителей, выключив мотор, стал пикировать на публику, «в паническом страхе бежали во все стороны судьи, сигнальщики и просто любопытные. Трудно было уловить, где должен упасть аэроплан. Более сообразительные бросились в канавы...»

В тот день от морановской «стрекозы» из людей, впрочем, никто не пострадал, сам пилот отделался благополучно.

Все летуны были награждены солидными денежными призами и императорскими подарками, русский летчик был – именными золотыми часами фирмы Павла Буре, крышку которых украшал бриллиантовый двуглавый орел, француз Моран и швейцарец Эдмонд – золотыми портсигарами с изображением государственного герба, немец Винцерс и бельгиец Христианс – золотые часы с цепочкой с изображением государственного герба, госпожа Де Ларош – золотой браслет с изображением государственного герба.

Впечатленный успехами авиации, возможностями техники и самоотверженностью пилотов, писатель Леонид Андреев, наблюдавший за полетами, воскликнул: «Какой волшебный век!»

Япония отказалась от Сахалина Далее в рубрике Япония отказалась от Сахалина7 мая 1875 года в Петербурге был подписан российско-японский договор. Южный Сахалин отошел России, Курильские острова – Японии

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте статьи экспертов
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»