Как возникла школа русских водолазов
Аппаратная водолазной школы в Кронштадте. Фото: kronvestnik.ru

Аппаратная водолазной школы в Кронштадте. Фото: kronvestnik.ru

5 мая 1882 года в Кронштадте начало работу первое в России и в мире специальное учебное заведение по подготовке специалистов водолазного дела

В Советском Союзе день 5 мая был хотя и рабочим, но праздничным. С 1917 года это был праздник под названием День печати — в память о выходе 5 мая 1912 года первого номера главной советской газеты, «Правды». И только в 2002 году, уже после того как 5 мая перестало быть Днем печати, дата получила новый, куда более важный смысл. Президентским указом этот день стал Днем водолаза — в память о создании 5 мая (по новому стилю) 1882 года первой в России — да и во всем мире! — государственной школы профессиональных водолазов в Кронштадте.

Своим появлением водолазная школа обязана сразу нескольким людям. Но первыми среди них по праву нужно назвать двоих — заведующего минной частью на флоте контр-адмирала Константина Пилкина и капитана 1-го ранга, командира императорской яхты «Ливадия» Владимира Верховского. Именно они стояли у истоков создания профессиональной водолазной школы. Верховский в 1881 году составил проект этого учебного заведения, а Пилкин подал его на имя морского министра. К нему на стол документ попал с одобряющей резолюцией только что назначенного управляющего Морским министерством контр-адмирала Ивана Шестакова: «Пускай же нынешнее лето будет опытное, т. е. дать все необходимые средства, штаты же составятся впоследствии».

Так и получилось. К тому моменту, как по ходатайству морского министра император Александр III, делавший все возможное для укрепления и развития русского флота, подписал указ о создании школы, она уже фактически полтора месяца как работала. Первый набор слушателей — четыре офицера и 64 нижних чина — состоялся еще в марте: Верховский и Пилкин были уверены в успехе инициативы и постарались сделать все, чтобы к лету слушатели успели получить необходимую теоретическую базу.

Использовавшееся в то время водолазное оборудование не отличалось особой сложностью, а общеобразовательная и общетехническая подготовка моряков, а особенно офицеров, в те годы всегда была на высоте, так что к концу мая будущие водолазы уже неплохо знали технику водолазного дела в теории. Оставалось закрепить полученные знания на практике, и для этого по приказу командира Кронштадтского порта сформировали водолазную партию. Помимо собственно слушателей водолазной школы, в нее также вошли, как говорилось в приказе, «офицер, заведующий водолазными аппаратами, доктор, шкипер, два вольнонаемных водолаза и 14 нижних чинов, в числе которых: минеры, машинисты и постоянные вахтенные». Примечательно, что вместе со слушателями школы в занятиях активно участвовали в качестве обучающихся и их преподаватели! Что неудивительно: до 1882 года вся водолазная подготовка на русском флоте, который получил штатные должности водолазов еще в 1861 году, осуществлялась частными водолазами, не заинтересованными в обучении конкурентов. К тому же водолазные должности были матросскими, а значит, офицеры вообще не проходили соответствующей подготовки. И те преподаватели, которые в 1882 году составили костяк школы, либо изучали водолазное дело по собственной инициативе, либо проходили обучение вместе со слушателями и даже получали одновременно с ними первые звания водолазных офицеров в 1883 году.

Как и предполагал контр-адмирал Шестаков, первый год, а фактически первые два года работы школы ушли на то, чтобы буквально нащупать программу и методику обучения, сформировать преподавательский состав и понять, как именно нужно готовить военных водолазов. Так что к моменту, когда 20 сентября 1884 года в стенах школы появился ее первый легендарный руководитель — Павел Бурачек, у нее уже была своя учебная программа, написанная группой преподавателей в 1883 году, и кое-какая учебная литература. А с приходом Бурачека, как вспоминал позднее старший врач водолазной школы Николай Есипов, наладился необходимый учебный порядок: было составлено и объявлено расписание занятий, заведены классные журналы, появились наглядные пособия — чертежи узлов водолазного снаряжения, частей судов и т.д.

С этого момента работа школы окончательно переходит на профессиональные рельсы. Жесткий отбор курсантов (а согласно утвержденному в сентябре 1882 года «Положению о водолазной школе и партии», в школу принимали слушателей только по итогам медицинского освидетельствования, включавшего контрольное погружение, а то и два) и интенсивное обучение позволили с 1882-го по 1892 год подготовить и выпустить 33 офицера и 700 водолазов — нижних чинов.

Существенные изменения в деятельности школы произошли 27 марта 1888 года, когда впервые появилось высочайше утвержденное «Положение о водолазной школе и партии». Документ официально закрепил и регламентировал всю работу школы, зафиксировал штатное расписание, обязанности руководителей, преподавателей и врачей, порядок поступления, сроки обучения и т.д. К этому времени школа уже располагала серьезным составом обучающих офицеров и водолазов, а также солидной материальной базой: с 1886 года в ней действовал даже семиметровый бассейн с электрическим освещением, в котором проводились зимние спуски. До этого зимой курсанты спускались в так называемый гидротанк — водолазную башню глубиной 3,5 м, переделанную из парового котла фрегата «Дмитрий Донской», и это существенно ограничивало возможности практической подготовки на закрытой воде.

Впрочем, зимний семестр обучения, которое начиналось 15 сентября и занимало почти год, все равно был посвящен прежде всего теоретической подготовке. Зимой курсанты (нижние чины и офицеры, что естественно, учились раздельно, поскольку программы их подготовки существенно отличались) проходили подготовительно-теоретический курс, читавшийся со 2 октября по 2 мая и включавший как общеобразовательные, так и специальные технические дисциплины. В частности, матросам преподавали, помимо сугубо водолазных предметов типа устройства скафандра, грамотность и арифметику, читали лекции по физиологии и гигиене водолазного дела. Офицеры, которым в будущем предстояло выполнять обязанности руководителей спусков, получали более глубокие знания в области химии и физики, а также медицины и физиологии водолазного дела.

Различия в практической подготовке были еще более существенными. Рядовым водолазам достаточно было освоить навыки использования и обслуживания водолазного оборудования, выучить назубок систему сигнализации, уметь при необходимости отремонтировать снаряжение и набраться опыта в выполнении подводных такелажных работ (погрузка и разгрузка балласта, демонтаж частей судна и т.д.). Офицерам же надлежало обладать уверенными навыками осмотра и оценки места работ (например, затонувшего судна), выполнения водолазных схем и чертежей, составления плана подводных работ и т.д.

Впервые на практике курсанты школы применили свои знания и навыки при работе по осмотру и очистке кронштадтских гаваней от свай и камней. И с первых же дней работы «государственные» водолазы продемонстрировали, насколько системная подготовка превосходит ту, которой до сих пор хвастались «вольные» водолазы. Слушатели школы работали увереннее, быстрее и качественнее, что сразу же вызвало уважение к ним и повлекло за собой резкий рост числа желающих пройти водолазную подготовку. С тех пор летний семестр обучения в водолазной школе, который оформлялся как работа водолазной партии, непременно сопровождался участием курсантов в практических водолазных работах. Ученики-водолазы чистили винты лодки «Снег» и транспорта «Красная Горка», вели поиски утонувших якорей императорской яхты «Держава» и мины с клипера «Пластун», а в июле 1891 года вместе с преподавателями приняли активное участие в работах по подъему парохода-фрегата «Владимир», затонувшего на кронштадтском рейде. Дальше список уникальных работ, в которых принимали участие выпускники и курсанты школы, лишь расширялся. В 1894 году они участвовали в поиске на большой глубине броненосца «Русалка», два года спустя вели водолазные работы подо льдом, обеспечивая снятие с мели крейсера «Россия», а в 1905-м, во время перехода 2-й и 3-й эскадр с Балтики на Тихий океан, сумели на плаву отремонтировать рули крейсеров «Жемчуг» и «Изумруд» и миноносца «Громкий».

К этому времени на груди полусотни офицеров, успешно закончивших обучение в водолазной школе, красовался особый знак. Он был учрежден 20 декабря 1897 года, формально — к 15-летию школы. Изготавливали его из темной бронзы — того же металла, что и знаки минного и артиллерийского офицерских классов. А сам знак, рисунок которого был утвержден императором Николаем II, представлял собой расположенную по кругу якорную цепь, внутри которой — два перекрещивающихся адмиралтейских якоря с наложенным на них водолазным шлемом.

В Кронштадте водолазная школа просуществовала до 1924 года, пока ее не перевели в Севастополь. В 1928 году школу объединили с водолазными курсами ЭПРОНа (Экспедиции подводных работ особого назначения) в Балаклаве, а в 1931 году балаклавская школа, которой руководил Феоктист Шпакович, выпускник Кронштадтской водолазной школы 1907 года, была переименовала в Балаклавский военно-морской водолазный техникум, который стал общесоюзным центром подготовки специалистов подводных работ. Со временем, сменив не одно место дислокации (в период Великой Отечественной войны, например, центр размещался сначала в Астрахани, а затем в байкальском поселке Слюдянка), он превратился в ныне действующую 17-ю военно-морскую школу младших специалистов имени адмирала Ф.С. Октябрьского, которая готовит водолазов для всего российского ВМФ. Ежегодный ее выпуск — около 250 водолазов, каждый из которых может считаться наследником первых слушателей Кронштадтской водолазной школы, выпущенных в далеком 1883 году.

Игра на упреждение Далее в рубрике Игра на упреждение4 мая 1932 года был заключен советско-эстонский пакт о ненападении

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
История, политика и наука с её дронами-убийцами
Читайте ежедневные материалы на гуманитарные темы. Подпишитесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»