Новости – Русские победы
Русские победы
Василий Пукирев — автор картины «Неравный брак»
Василий Пукирев «Неравный брак», 1862. На этой картине художник изобразил себя в образе друга шафера (крайний справа)
В истории русской живописи художник оставил яркий, хоть и небольшой след
14 июня, 2018 10:47
4 мин
Удивительное дело, русский художник Василий Владимирович Пу́кирев, происходивший из семьи крепостных крестьян и не понаслышке знакомый с несправедливостью и неравенством, имевшими место в российском дореволюционном обществе, социальной тематике посвятил совсем немного картин. Может всё дело в его владельцах? Среди помещиков царской России было немало прогрессивных людей, которые не просто декларировали идеи гуманизма, но исполняли их на деле.
Появившийся на свет в 1832 году в селе Лужники Каширского уезда Тульской губернии, в имении Грековых, Василий Пукирев отпускную грамоту получил в пятилетнем возрасте и задолго до объявления судьбоносного манифеста Александра II. В семье Пукиревых занимались художественными ремёслами, поэтому мальчик оказался вовлечённым в художественную сферу жизни и достаточно рано проявил способности в рисовании. На обучение его отдали к мастеру-иконописцу в Могилёв, место довольно отдалённое от родительского дома, да и учитель оказался «неважным». Но Василий, преодолев эти трудности, продолжил самостоятельно заниматься иконописью и рисованием, а благодаря удачному стечению обстоятельств оказался в Москве, где был зачислен в Училище живописи и ваяния. Наставником студента стал известный портретист Сергей Зарянко, и первое время Пукирев специализировался в портретной живописи. За портретные произведения Академия художеств присудила ему в 1855 году малую серебряную медаль и звание неклассного художника по портретной живописи. По окончании училища Василий Владимирович получил звание «свободного художника».
В 1863 году свободный художник представил публике картину «Неравный брак», за неё он был удостоен звания «профессора живописи народных сцен». Полотно художник изображало острую социальную тему — бесправное положение женщины, вынужденной из-за бедственного положения своей семьи выйти замуж за немолодого и непривлекательного, но состоятельного мужчину. Это распространённое явление широко обсуждалось в российском обществе, на него обращали внимание даже церковные иерархи, обычно не замечавшие социальных проблем. Так, один из синодальных указов от 1861 года осуждал подобную практику. Но картина художника стала более резонансным явлением, чем указ Синода. О ней говорили, её обсуждали, критик Владимир Стасов назвал её «одним из самых верных воспроизведений современной жизни». Тема, начатая Пукиревым, не угаснет — она будет продолжена другими русскими живописцами, Акимом Корнеевым и Фирсом Журавлёвым.
А если вспомнить высказывания гуманистов о социальном предназначении искусства, то можно сказать, что эту высокую миссия картина выполнила. Как признавался немолодой историк Николай Костомаров, после знакомства с картиной он передумал брать в жёны молоденькую девушку и в итоге женился на своей первой любви.
Биографы Пукирева спорят о том, что послужило мотивом к написанию картины — несчастная любовь самого художника к молодой девушке, родители которой предпочли более выгодную партию, либо аналогичная история его друга, но однозначного ответа на этот вопрос нет.
В схожей тематике написана другая картина — «Прерванное венчание», в ней художник реанимирует давно забытый обычай брачного розыска, который изредка, но всё же практиковала Церковь. Картина изображает человека, который пытался скрыть свой первый брак и жениться вторично, но был разоблачён прямо в храме.
Пукирев работал в жанре исторической живописи: «Святой митрополит Филипп отказывает в благословении Иоанну Грозному» (1873), «Иван Грозный в молельне» (1884) и примыкающей к ней религиозной: «Дьячок, объясняющий картину Страшного Суда» (1868). Он интересовался жизнью и бытом рабочих: «Строение железной дороги» (1870) и крестьян: «Сбор недоимок» (1870).
Напряжение всех душевных сил подорвало здоровье Василия Пукирева, он был вынужден, оставив съёмное московское жильё, ставшее ему не по средствам, скитаться по знакомым. Последний приют художник нашёл в доме одного священника в Москве. Здесь он и умер 1 (13) июня 1890 года. По словам искусствоведа Андрея Сомова, «среди своих товарищей и учеников он оставил по себе тёплое и прочное воспоминание, а в истории русского искусства — блестящий, хотя и короткий след».
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости