Валерий Якоби – русский живописец, мастер бытового жанра
Валерий Якоби «Привал арестантов», 1861

Валерий Якоби «Привал арестантов», 1861

Публике Якоби знаком по картинам «Привал арестантов», «Ледяной дом», «Шуты при дворе императрицы Анны Иоанновны» и «9-е Термидора»

Валерий Иванович Якоби родился 3 (15) мая 1834 года в деревне Кудряково Казанской губернии в семье помещика. Живописью стал заниматься в юношеские годы, был учеником профессора Алексея Маркова в Императорской Академии художеств. За картину «Светлое Воскресение нищего» о судьбе бездомного, начинающий художник получил большую золотую медаль.

По окончании учебы отправился в пенсионерскую поездку по Западной Европе, где провел восемь лет. Здесь написал свою самую известную историческую картину «Девятое Термидора» («Последние минуты жизни Робеспьера», 1864) и «Кардинал Гиз, получивший голову адмирала Колиньи, убитого в Варфоломеевскую ночь» (1869).

Художественный критик и историк искусства Александр Бенуа считает, что длительная заграничная командировка не пошла на пользу Якоби, он стал подражать не Курбе, Милле и Мане, но мелким салонным жанристам и иллюстраторам исторических анекдотов вроде Робера Флёри, Мюллера и Конта.

Вернувшись в Петербург, Якоби становится одним из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок, созданного в 1870 году по инициативе художников Ивана Крамского, Григория Мясоедова, Николая Ге и Василия Перова. Однако уже в 1872 году Якоби был исключен из Товарищества, вероятно, за академизм своей живописи, который был чужд передвижникам.

Наиболее известная картина Валерия Якоби — «Привал арестантов», написанная в 1861 году. В этой работе художник первым среди русских живописцев обратился к теме каторги и ссылки.

Художник представил представителей всех социальных слоев, от босяка до политического ссыльного, революционер-каторжанин, умирающий на этапе, изображен не борцом, как было принято в русском искусстве в более поздние годы, а жертвой. Именно такая трактовка темы освободительного движения была характерна для художников-шестидесятников.

В 1870-е годы Якоби отходит от критического реализма и полностью посвящает себя созданию костюмных исторических, академичных по манере картин. Самая известная из них «Свадьба в Ледяном доме» находится в экспозиции Русского музея в Петербурге.

Конец жизни художник провел на юге Франции и во французской колонии Алжире, ряд его картин посвящены восточной тематике: «Типы Танжера» (1879), «Девушка с саблей» (1881), «У входа в мечеть» (1883), «Турчанка» (до 1902), «Восточный пейзаж с видом на город и двумя путешественниками на переднем плане» (до 1902). «Восточные» полотна художника отличаются красочным духом этнографизма и символистскими тенденциями.

Скончался Якоби в Ницце в мае 1902 года.

Крепость Анапа: начало последней осады Далее в рубрике Крепость Анапа: начало последней осады15 мая 1828 года под Анапой начались боевые действия Читайте в рубрике «Культура» «Матильда», ты меня слышишь?Видные общественные деятели собрались, чтобы не рассказать прессе и друг другу ничего нового по нашумевшему скандалу «Матильда», ты меня слышишь?

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Дискуссии без купюр.
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в обсуждениях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»