Уникальная кладовая русского искусства
Русский музей. Фото: hellopiter.ru

Русский музей. Фото: hellopiter.ru

25 апреля 1895 года был основан Русский музей в Санкт-Петербурге

Идея создания музея русского искусства буквально витала среди просвещенной российской общественности начиная со второй половины XIX века. Ведущие деятели  творческой и художественной интеллигенции неоднократно высказывались за открытие подобного культурного заведения. Представители государственного аппарата также ратовали за образование музея, как того требует «современное процветание русского искусства и высокое положение, занимаемое Россиею в образованном мире» (из докладной записки заведующего Эрмитажем князя С.Н. Трубецкого министру императорского двора И.И. Воронцову-Дашкову, 1889). О необходимости организации музея русского искусства высказывался и государь Александр III, более чем неравнодушный к искусству.

История музея началась c издания уже новым царем Николаем II указа от 25 апреля (13 апреля по старому стилю) 1895 года об учреждении в столице заведения для сохранения, изучения и демонстрации лучших произведений отечественных живописцев, скульпторов, графиков, а также художественных артефактов русской старины. В память своего недавно почившего в бозе родителя царь Николай II назвал новое научно-культурное учреждение Русский музей императора Александра III. По проекту последнего из династии Романовых, один из отделов будущего музея обязательно должен был быть мемориальным — в память государя Александра III. Мечта сына увековечить таким образом память своего горячо любимого родителя хоть и была реализована на практике, но на совсем небольшой исторический срок: после падения монархии и распада Российской империи об этом забыли на многие десятилетия.

Царь-миротворец, всю жизнь бывший страстным коллекционером произведений искусства, собрал под конец своего правления обширную художественную коллекцию. Именно она во многом и стала основой для созданного его сыном в столице нового культурного центра. Под музейное здание казна выкупила у внуков младшего сына императора Павла I расположенный в центре города Михайловский дворец, творение известного петербургского архитектора К. Росси.

Почти через два года с момента учреждения Русского музея указом Николая II  было определено положение, ряд пунктов которого подчеркивал особый, привилегированный статус нового храма искусств. Так, осуществлять руководство музеем  мог лишь исключительно представитель императорского дома, который назначался на должность соответствующим высочайшим именным указом. Согласно другому пункту положения предметы искусств, поступавшие в музей, должны были навечно оставаться в его хранилищах и не могли быть переданы в какое-либо иное подобное культурное заведение. Естественно, что это благоразумное требование было сделано в целях максимально полной сохранности формируемой художественной коллекции. Заслуживает внимание и пункт положения, по которому отобранные для Русского музея картины и иные творения здравствующих живописцев могли поступить в него лишь по прошествии пяти лет пребывания их в Музее Императорской Академии художеств. Таким образом  создавались условия для формирования элитарного статуса нового музея, и чести быть выставленными в нем удостаивались лишь подлинные шедевры лучших из лучших отечественных живописцев. 

Для достопочтенной публики музей был официально открыт 18 марта 1898 года. Первоначальную основу художественной коллекции составили произведения русской живописи, поступившие из Академии художеств, Эрмитажа, Зимнего, Гатчинского и Александровского (Новоцарскосельского) дворцов, а также частных собраний. На момент открытия музейное собрание насчитывало около 450 картин, свыше 100 скульптур, почти 1000 рисунков, гравюр и акварелей и примерно 5000 произведений древнерусского декоративно-прикладного искусства, включая иконы. В течение первых десяти лет функционирования музея его коллекция увеличилась в два раза. Это стало возможным как за счет частных пожертвований, так и благодаря целенаправленно выделяемым государственным средствам на приобретение подходящих под музейные критерии отбора произведений русского искусства. 

В прошлом веке художественное собрание Русского музея императора Александра III, ставшего после революции 1917 года Государственным Русским музеем, непрерывно увеличивалось. Позитивная тенденция сохранилась и в нынешнем столетии. В настоящее время основная часть экспозиционного пространства расположена по пяти адресам: главное здание — Михайловский дворец с выставочным корпусом Бенуа, Инженерный замок, Мраморный дворец, Строгановский дворец и Летний дворец Петра I. С прошлого года для посетителей распахнул свои двери зарубежный филиал музея — культурно-выставочный центр в испанской Малаге, одном из крупнейший мест притяжения русской общины на берегах Средиземного моря.

В наши дни Русский музей в Санкт-Петербурге — это самое большое на планете музейное собрание русского искусства (свыше 410 тысяч единиц хранения).  В этом и заключаются его уникальность и особая ценность как национального достояния не только граждан нашей страны, но и всего человечества.

Первый крупносерийный русский гидросамолет Далее в рубрике Первый крупносерийный русский гидросамолет25 апреля 1915 года состоялся первый боевой полет российской летающей лодки М-5

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Расширяйте круг интересов!
Мы пишем об истории, обороне, науке и многом другом. Подписывайтесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»