Новости – Русские победы
Русские победы
Тончайший поэт сентиментального зрительного образа
Владимир Боровиковский. Портрет работы И. Бугаевского-Благодарного (1825)
260 лет назад родился художник Владимир Боровиковский, мастер портретной живописи
4 августа, 2017 12:00
4 мин
«Я занят трудами моими непрерывно. Мне потерять час превеликую в моих обязанностях произведет расстройку», – как и все выдающиеся художники, Владимир Лукич Боровиковский свою жизнь полностью посвятил искусству, ради служения музе он даже не создал семью.
Он родился в 24 июля (4 августа) 1757 года в Миргороде, городе воспетом Гоголем. Отец, дядя и братья Володи службу в Миргородском полку сочетали с занятиями иконописью. Боровиковский пошел по этому же пути, он дослужился до чина поручика, вышел в отставку и полностью посвятил себя любимому делу – иконописи и живописи.
Переломным моментом в его судьбе стало знакомство с видным представителем Русского Просвещения Николаем Львовым, который в свите Екатерины II в 1787 году направлялся в Тавриду, распоряжаясь устройством и украшением путевых дворцов императрицы. К оформлению одного из этих дворцов, расположенного в городе Кременчуге, Владимира Боровиковского привлек его друг – поэт Василий Капнист.
Для одной из комнат этого дворца Владимир Лукич написал две аллегорические картины. На одной был изображен Петр Великий в виде землепашца и Екатерина II в образе сеятельницы, на другой — императрица в облике Минервы в окружении древнегреческих мудрецов. Картины понравились императрице, что открыло художнику дорогу в столицу, куда он переехал в конце 1788 года, остановившись в доме своего благодетеля Львова, здесь он прожил восемь лет.
Окружение Львова, представленное выдающимися людьми того времени, в него входил, среди прочих, и Гавриил Державин, оказало благотворное воздействие на эстетическое развитие художника. Приехав в Петербург в тридцатилетнем возрасте, талантливый самоучка уже не мог поступить в Академию художеств, а потому был вынужден брать частные уроки, сначала у своего прославленного земляка Дмитрия Левицкого, затем у австрийского живописца Лампи, мастера парадного портрета. Этих уроков Владимиру Лукичу оказалось достаточно для совершенствования мастерства, и в 1795 году, по ходатайству Лампи, он получил от Совета Академии художеств звание академика, в 1802 году — почетное звание советника Академии художеств.
На рубеже XVIII-XIX веков к художнику приходит известность. Боровиковский получает множество заказов от самодержцев, государственных мужей, полководцев, церковных деятелей. Именно тогда проявилось своеобразие его живописного стиля, в котором нежная задушевность сентиментализма сочеталась с классицистической монументальностью композиций.
В совершенстве освоив различные формы портрета, наиболее выразительным Боровиковский оказался в жанре так называемого «сентиментального» портрета. Этот вид портретной живописи в отличие от официального и сословного, показывает человека в непринужденной естественной обстановке.
Изображая кистью тонкую женскую натуру, Боровиковский писал не только дворянок, но и — одним из первых в русской живописи — крестьян. В частности, прославили его две работы этого жанра — «Портрет торжковской крестьянки Христиньи» и «Лизанька и Дашенька», — на которых были запечатлены крепостные девушки князя Львова. Художнику удалось показать ту особую сердечность, наивность и чистоту, которой были исполнены юные создания.
В. Боровиковский. Портрет Марии Лопухиной, 1797
Однако ни слава придворного художника, ни деньги, которые он получал за многочисленные заказы, не изменили живописца: всецело преданный искусству, Боровиковский не заводил семью и вел сосредоточенную, замкнутую жизнь, до конца своих дней почти не выходя из мастерской, которую, уезжая из России, подарил ему его учитель Лампи. Чуждый светской суеты, Боровиковский даже отказался преподавать в Академии, но зато предоставлял свой дом энтузиастам-ученикам, которых он безвозмездно учил и содержал за свой счет, в их числе был и знаменитый впоследствии Венецианов.
В последние годы своей жизни прославленный живописец вернулся к иконописи, с которой начался его творческий путь, и написал немало икон для петербургской церкви на Смоленском кладбище и для Казанского собора.
Боровиковский умер в апреле 1825 года, на 68-м году жизни, оставив после себя сотни произведений, созданных им почти за четыре десятилетия упорной работы в Петербурге.
Его любимый ученик Венецианов писал об этом в одном из писем к другу: «Почтеннейший и великий муж Боровиковский кончил дни свои, перестал украшать Россию своими произведениями и терзать завистников».
Свое имущество художник завещал раздать нуждающимся.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости