Тончайший поэт сентиментального зрительного образа
Владимир Боровиковский. Портрет работы И. Бугаевского-Благодарного (1825)

Владимир Боровиковский. Портрет работы И. Бугаевского-Благодарного (1825)

260 лет назад родился художник Владимир Боровиковский, мастер портретной живописи

«Я занят трудами моими непрерывно. Мне потерять час превеликую в моих обязанностях произведет расстройку», – как и все выдающиеся художники, Владимир Лукич Боровиковский свою жизнь полностью посвятил искусству, ради служения музе он даже не создал семью.

Он родился в 24 июля (4 августа) 1757 года в Миргороде, городе воспетом Гоголем. Отец, дядя и братья Володи службу в Миргородском полку сочетали с занятиями иконописью. Боровиковский пошел по этому же пути, он дослужился до чина поручика, вышел в отставку и полностью посвятил себя любимому делу – иконописи и живописи.

Переломным моментом в его судьбе стало знакомство с видным представителем Русского Просвещения Николаем Львовым, который в свите Екатерины II в 1787 году направлялся в Тавриду, распоряжаясь устройством и украшением путевых дворцов императрицы. К оформлению одного из этих дворцов, расположенного в городе Кременчуге, Владимира Боровиковского привлек его друг – поэт Василий Капнист.

Для одной из комнат этого дворца Владимир Лукич написал две  аллегорические картины. На одной был изображен Петр Великий в виде землепашца и Екатерина II в образе сеятельницы, на другой — императрица в облике Минервы в окружении древнегреческих мудрецов. Картины понравились императрице, что открыло художнику дорогу в столицу, куда он переехал в конце 1788 года, остановившись в доме своего благодетеля Львова, здесь он прожил восемь лет.

Окружение Львова, представленное выдающимися людьми того времени, в него входил, среди прочих, и Гавриил Державин, оказало благотворное воздействие на эстетическое развитие художника. Приехав в Петербург в тридцатилетнем возрасте, талантливый самоучка уже не мог поступить в Академию художеств, а потому был вынужден брать частные уроки, сначала у своего прославленного земляка Дмитрия Левицкого, затем у австрийского живописца Лампи, мастера парадного портрета. Этих уроков Владимиру Лукичу оказалось достаточно для совершенствования мастерства, и в 1795 году, по ходатайству Лампи, он получил от Совета Академии художеств звание академика, в 1802 году — почетное звание советника Академии художеств.

На рубеже XVIII-XIX веков к художнику приходит известность. Боровиковский получает множество заказов от самодержцев, государственных мужей, полководцев, церковных деятелей. Именно тогда проявилось своеобразие его живописного стиля, в котором нежная задушевность сентиментализма сочеталась с классицистической монументальностью композиций.

В совершенстве освоив различные формы портрета, наиболее выразительным Боровиковский оказался в жанре так называемого «сентиментального» портрета. Этот вид портретной живописи в отличие от официального и сословного, показывает человека в непринужденной естественной обстановке.

Изображая кистью тонкую женскую натуру, Боровиковский писал не только дворянок, но и — одним из первых в русской живописи — крестьян. В частности, прославили его две работы этого жанра — «Портрет торжковской крестьянки Христиньи» и «Лизанька и Дашенька», — на которых были запечатлены крепостные девушки князя Львова. Художнику удалось показать ту особую сердечность, наивность и чистоту, которой были исполнены юные создания.

В. Боровиковский. Портрет Марии Лопухиной, 1797

Однако ни слава придворного художника, ни деньги, которые он получал за многочисленные заказы, не изменили живописца: всецело преданный искусству, Боровиковский не заводил семью и вел сосредоточенную, замкнутую жизнь, до конца своих дней почти не выходя из мастерской, которую, уезжая из России, подарил ему его учитель Лампи. Чуждый светской суеты, Боровиковский даже отказался преподавать в Академии, но зато предоставлял свой дом энтузиастам-ученикам, которых он безвозмездно учил и содержал за свой счет, в их числе был и знаменитый впоследствии Венецианов.

В последние годы своей жизни прославленный живописец вернулся к иконописи, с которой начался его творческий путь, и написал немало икон для петербургской церкви на Смоленском кладбище и для Казанского собора.

Боровиковский умер в апреле 1825 года, на 68-м году жизни, оставив после себя сотни произведений, созданных им почти за четыре десятилетия упорной работы в Петербурге.

Его любимый ученик Венецианов писал об этом в одном из писем к другу: «Почтеннейший и великий муж Боровиковский кончил дни свои, перестал украшать Россию своими произведениями и терзать завистников».

Свое имущество художник завещал раздать нуждающимся.

Бой под Шумой: мир подписан, а война продолжается Далее в рубрике Бой под Шумой: мир подписан, а война продолжаетсяБой в Крыму у деревни Шума 4 августа 1774 года стал последним в серии сражений, происшедших после подписания мирного договора с Турцией Читайте в рубрике «Культура» В дурдоме свет не гасятТакая история В дурдоме свет не гасят

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Расширяйте круг интересов!
Мы пишем об истории, обороне, науке и многом другом. Подписывайтесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»