Кузница юных героев: Соловецкая школа юнг
Урок в Соловецкой школе юнг. Фото: mediaspy.ru

Урок в Соловецкой школе юнг. Фото: mediaspy.ru

Легендарное учебное заведение русского флота основано 25 мая 1942 года приказом наркома ВМФ Николая Кузнецова

Что роднит оперного певца Бориса Штоколова и писателя Валентина Пикуля? Какие общие воспоминания могут быть у них и знаменитого подводника, Героя Советского Союза адмирала Вадима Коробова? Ответ прост: все эти люди — выпускники Соловецкой школы юнг, созданной приказом главкома ВМФ Николая Кузнецова 25 мая 1942 года. В самые тяжелые дни 1942–1944 годов она ежегодно давала советскому флоту больше тысячи специалистов: радистов, мотористов, электриков, боцманов. Ни один из них не был старше 17 лет, а многие и того младше.

Если смотреть далеко вглубь истории отечественного военно-морского флота, то можно заметить, что Соловецкая школа юнг советского ВМФ была далеко не первой. Отсчет, вероятно, надо вести от Кронштадтского училища морских юнг — или, как писали в то время, «юнгов», созданного по распоряжению Петра I практически одновременно с постройкой Кронштадта, в 1707 году, но просуществовавшего недолго. Век спустя, в 1807 году, школа юнг появилась при Штурманском училище (об этом, в частности, с глубоким изумлением и уважением писал из России путешествовавший по ней полгода французский драматург Жак-Франсуа Ансело). Наконец, еще через век, в 1910 году, командование флота возродило Кронштадтскую школу юнгов, которая действовала до Октябрьской революции. Причем спрос на обучение в ней был весьма велик — до 3–4 человек на место!

После Октябрьской революции первая советская школа юнг появилась только в 1940 году на Валааме — и практически полностью погибла во время первого десанта на Невский пятачок (традиционно считается, что из 200 курсантов выжили не больше 10). А 25 мая 1942 года адмирал Николай Кузнецов, народный комиссар Военно-морского флота, издал приказ № 108, который стоит процитировать целиком:

«О создании школы юнгов ВМФ.

В целях создания кадра будущих специалистов флота высокой квалификации, требующих длительного обучения и практического плавания на кораблях ВМФ, п р и к а з ы в а ю:

1. К 1 августа 1942 г. сформировать при учебном отряде СФ школу юнгов ВМФ со штатной численностью переменного состава 1500 человек, с дислокацией на Соловецкие острова. Плановые занятия начать с 1 сентября 1942 г. Переменный состав школы содержать за счет некомплекта переменного состава учебных отрядов.

2. Школу юнгов ВМФ подчинить командиру учебного отряда Северного Флота.

3. Школу укомплектовать юношами комсомольцами и не комсомольцами в возрасте 15–16 лет, имеющими образование в объеме 6–7 классов, исключительно добровольцами через комсомольские организации в районах по согласованию с ЦК ВЛКСМ.

4. Из принимаемого контингента готовить следующих специалистов: а) боцманов флота, б) рулевых, в) радистов, г) артиллерийских электриков, д) торпедных электриков, е) мотористов, ж) электриков.

5. Начальнику Управления Подготовки и Комплектования ВМФ к 15 июля с.г. дать командиру учебного отряда СФ расчет и программы для подготовки юнгов по специальностям.

6. Начальнику Главного Управления Портов ВМФ обеспечить изготовление и подачу комплектов обмундирования для юнгов к началу приема их в школу.

7. Начальнику Организационно-Строевого Управления ВМФ оформить школу юнгов в штатном порядке к 15 июля 1942 г.».

Соловецкие юнги

Соловецкие юнги. Фото: mediaspy.ru

Примечательно, что слово «юнгов» в названии школы тогда писалось в старой, дореволюционной орфографии. Именно так — «школа юнгов» — писал, например, в своем дневнике от 29 января 1915 года император Николай II. И такая же надпись — «ШКОЛА ЮНГОВ» — красовалась на черных ленточках, украшавших бескозырки слушателей новой школы. Лишь много лет спустя, когда после 1965 года в Советском Союзе возникло и стало шириться движение по восстановлению забытых страниц истории Великой Отечественной войны, о Соловецкой школе заговорили во всеуслышание — и тогда ее название стали писать в соответствии с действующими нормами орфографии: «юнг».

А тогда, в конце весны далекого 1942 года, об этих тонкостях никто не задумывался. Есть приказ — и его надо выполнять. Есть возможность легально попасть в военный флот и воевать — значит надо ею воспользоваться. И ради этой возможности мальчишки не останавливались ни перед чем: ни перед долгой дорогой, ни перед откровенной подделкой документов или враньем. Впрочем, и то и другое они делали не ради корысти. Невелика корысть — раньше времени попасть на войну с очень большими шансами не вернуться с нее! Но патриотический порыв и стремление отомстить фашистам перевешивали эти опасения.

Нельзя сказать, что командование ВМФ не понимало, что именно так все и будет. Поэтому решено было никакого широкого оповещения об открытии школы и начале набора в нее не давать, а ограничиться передачей функции отбора претендентов в райкомы комсомола Москвы и еще восьми областей. Но стоило первым счастливчикам получить путевки в школу — и процесс стал лавинообразным: на комсомольские организации обрушился настоящий шторм мальчишек, требовавших отправки на Соловки. Их не останавливало ни ограничение по возрасту, ни то, что преимуществом пользовались воспитанники детских домов, дети военных (в особенности осиротевшие) и те, кто уже успел повоевать.

Среди работников райкомов комсомола оказалось немного специалистов по подбору кандидатов на военную службу — и это катастрофическим образом сказалось на судьбе первого набора в Соловецкую школу юнг. Часть кандидатов, не соответствовавших по физическим показателям и уровню образования, пришлось возвращать домой со сборного пункта в Архангельске, а часть — уже с самих Соловков. В итоге в начале осени 1942 года командование школы было вынуждено провести донабор юношей в Архангельске, чтобы не сорвать подготовку специалистов для флота. А они были нужны ему как воздух. Многие опытные моряки к этому времени уже были потеряны: либо в морских боях и при бомбардировках судов, либо в сухопутных сражениях, поскольку морскую пехоту как наиболее стойкие части чаще других бросали на самые трудные и опасные участки. Пополнять же флот за счет малообразованных сельских жителей было невозможно: слишком сложной была морская техника, гораздо сложнее верной трехлинейки. И если офицерские кадры готовились пусть по сокращенной, но все-таки серьезной программе, то матросские специальности вскоре пришлось занимать призывниками 30–40 лет, прошедшими краткие трехмесячные курсы учебного отряда на тех же Соловках — и было понятно, что такой подготовки им явно не хватает.

Обучение же юнг в Соловецкой школе было организовано гораздо более тщательно. Во-первых, они учились почти год. Во-вторых, помимо сугубо флотских предметов и обучения по специальности, а также общевойсковых дисциплин, мальчишки изучали и общеобразовательные: русский язык, математику, физику, географию, черчение. Поэтому не стоит удивляться таким фактам, которые описал один из выпускников Соловецкой школы юнг Леонид Пшеничко: «Я после обучения в Школе юнг имел специальность электрика. Мы занимались своим делом, и командир, узнав, что мы являемся неплохими специалистами, заставил нас проводить занятия с матросами — на корабле служили матросы, которые воевали, но нигде не учились. "Морское дело" они не проходили, у них была только практика. А ведь мне было тогда 15 лет, а им 30, кому и 40 лет. А мы-то уже воображали, что мы "пупы земли", и начали покрикивать на матросов во время занятий: "Не лежите на рундуках, а слушайте, записывайте!" А они в ответ: "Вот на палубу выйдешь, мы там и поговорим!" Вылезаем из кубрика на палубу, один матрос: "Юнга, почему честь не отдаете?!" Извинился, честь отдал, только на угол зашел, другой матрос: "Юнга, сюда! Почему честь не отдаете?!"».

За годы войны Соловецкая школа юнг выпустила 4111 флотских специалистов. Больше всего среди них было радистов — 946 человек, и мотористов торпедных катеров — 716 человек. Затем по нисходящей шли рулевые (635 человек), электрики (534 человека), боцманы флота (441 человек), артиллерийские электрики (360 человек), боцманы торпедных катеров (166 человек) и торпедные электрики — 139 человек. Меньше всего школа подготовила мотористов-дизелистов и штурманских электриков — 124 и 50 человек соответственно, поскольку подготовка по этим специальностям велась только в последних двух наборах, а потребность флота в таких специалистах была невелика. Во всяком случае гораздо меньше, чем в других, особенно в так называемом москитном флоте — на торпедных катерах, тральщиках, морских охотниках и эсминцах, которые в любых боевых действиях на море всегда несут самые большие потери.

Из четырех с лишним тысяч соловецких юнг, которые сражались на Северном, Балтийском, Черноморском и Тихоокеанском флотах, на кораблях Амурской, Дунайской, Каспийской, Днепровской и Волжской флотилий, погиб каждый четвертый. А награды им раздавали скупо. Всего 150 с небольшим человек награждены медалями Нахимова и Ушакова, еще 45 стали кавалерами орденов Красной Звезды, Красного Знамени и Отечественной войны. И один-единственный юнга — выпускник первого набора, электрик базового тральщика «Проводник» Тихоокеанского флота Владимир Моисеенко — в годы войны стал Героем Советского Союза. Он получил это звание за участие в высадке десанта в корейском порту Сейсин, когда в течение 13–16 августа сумел подорвать гранатами шесть дзотов и два блиндажа, а во время одной из атак первым ворвался во вражеский окоп и подавил пулеметную точку.

Несмотря на краткий срок своего существования, Соловецкая школа юнг оставила заметный след и в послевоенной истории страны. Три выпускника школы уже в мирное время заслужили звания Героев Советского Союза (адмирал Вадим Коробов, контр-адмирал Юрий Падорин и капитан 2 ранга Николай Усенко), четверо бывших юнг стали Героями Социалистического труда, многие прославились как певцы, писатели, артисты и режиссеры. Но когда оставшиеся в живых выпускники Соловецкой школы юнг раз в году приезжают на Соловки на традиционную встречу однокашников, они не мерятся достижениями и званиями. Они вспоминают те страшные и гордые годы, когда им, мальчишкам, довелось стать частью легендарного русского флота — и победить.

Святой русский воин Далее в рубрике Святой русский воин23 мая — день Евгения Родионова, героя-мученика новейшей истории России

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Расширяйте круг интересов!
Мы пишем об истории, обороне, науке и многом другом. Подписывайтесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»