Новости – Русские победы
Русские победы
Скульптор Иван Мартос: он заставил мрамор плакать
А. Варнек «Портрет скульптора Ивана Петровича Мартоса, профессора Императорской Академии художеств», 1819
Среди наиболее известных работ Мартоса – памятник Минину и Пожарскому в Москве и Ришельё в Одессе
17 апреля, 2017 16:30
2 мин
«Не могу быть в праздности», - под таким девизом жил и творил скульптор Иван Мартос. Он оставил потомкам большое количество замечательных творений и воспитал целую плеяду скульпторов, поэтому современники называли его «Фидием XIX века».
Украинец по происхождению, Иван Петрович Мартос в 1773 году с малой золотой медалью окончил Петербургскую школу Академии художеств и несколько лет в качестве ее стипендиата обучался в Италии. По возвращении в Петербург он преподавал скульптуру в Академии, получил звания академика и профессора.
Талант Мартоса наиболее полно раскрылся в высеченных надгробиях, которые стали для него главной сферой деятельности на многие годы. Надгробия, созданные Мартосом в 1782 году, С.С. Волконской и М.П. Собакиной, являются подлинными шедеврами русской скульптуры.
Про его надгробия в некрополях Александро-Невской лавры и Донского монастыря современники говорили, что он заставил мрамор «плакать».
Несмотря на множественные заказы, художнику удавалось избегать повторений, в создании каждого нового надгробия, он находил новые решения.
Благодаря высокому мастерству и высокой творческой активности, Иван Петрович стал одним из самых востребованных художников своего времени. Уже не частные лица, но государство выступает заказчиком. Без участия Ивана Петровича не обходится, практически, ни один значительный госзаказ, так Мартос принимает активное участие в создании скульптурного убранства Казанского собора.
Однако, самым известным его творением стал памятник Минину и Пожарскому, установленный на Красной площади в Москве в 1818 году. Над его созданием ваятель трудился более десяти лет. В памятнике лидерам народного ополчения скульптор воплотил высокие идеалы патриотизма и гражданской доблести.
Монумент стал выразителем общих настроений народа, только что в тяжелой борьбе одержавшего победу над Наполеоном.
В 1820-х годах Мартос создавал памятники, которые стали их визитной карточкой: начальнику Новороссийского края герцогу Ришельё в Одессе, князю Потемкину-Таврическому в Херсоне, императору Александру I – в Таганроге, и один из лучших памятник Ломоносову в Архангельске.
Свою жизнь Иван Петрович целиком посвятил искусству. Он скончался 5 (17) апреля 1835 года.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости