Штурмуя небеса
Летно-исследовательский институт им. М. М. Громова. Фото: http://www.lii.ru/

Летно-исследовательский институт им. М. М. Громова. Фото: http://www.lii.ru/

8 марта 1941 года начал работу Летно-исследовательский институт им. М.М. Громова

Решение создать на базе Центрального аэрогидродинамического института новую площадку для практических исследований проблем авиации ЦК и Совет народных комиссаров приняли 13 июня 1940 года. А уже через десять месяцев в Подмосковье начал работу ЛИИ им. М.М. Громова.

За эти годы летный институт занимался и испытаниями боевой авиации в годы войны, внося свой вклад в победу, и гражданской авиацией, и космической программой — начиная с аэродинамических исследований, разработки систем жизнеобеспечения и подготовки космонавтов для первых запусков до проекта «Буран».

Пожалуй, сегодня в России практически нет летательных аппаратов, в создании и испытаниях которых обошлось бы без участия ЛИИ им. Громова. В своей книге «На земле и в небе» Михаил Громов дал точную оценку работе учреждения: «Все, не могущее быть предвиденным наукой в авиации, первым обнаруживает летчик-испытатель в воздухе».

Михаил Громов — к тому времени уже легендарный летчик, герой союза и орденоносец — первый директор института,  в честь которого был назван ЛИИ, пробыл на своем посту недолго. Уже в августе 41-го он отбыл на Калининский фронт.

С началом войны на принадлежащем институту аэродроме Раменское разместилась боевая дивизия дальней авиации, а сотрудников и оборудование эвакуировали в Новосибирск и Казань. В это время Летно-исследовательский институт им. М.М. Громова проводит испытания и тестирует летные характеристики военных «Илов и «Яков», разработки КБ Поликарпова, Микояна, Петлякова и Лавочкина.

В 1945 году настало время подвести итоги военной работы, и государство оценило заслуги института Громова, присвоив ему орден Красного Знамени.

Еще через два года с подачи первого директора ЛИИ в летном институте создается Школа летчиков-испытателей. Пилоты школы вскоре поучаствовали в испытаниях первых в России моделей реактивных истребителей. А научные сотрудники в это время сконцентрировались на исследовании проблем дальней авиации.

Стоит ли напоминать, что именно у нас, в России, первый в мире человек отправился в космос. И, конечно, ЛИИ внес свой вклад в разработку советской программы по созданию спутников и пилотируемых ракет.

Еще в 1957 году в институт обратился генеральный конструктор космического проекта Сергей Королев. Исследования и наработки ЛИИ в области авиационной аэродинамики позволили решить проблему перегрева корабля при прохождении им на большой скорости верхних слоев атмосферы.

В институте были разработаны и прошли испытания спасательные капсулы, необходимые для приземления космонавтов, «пульт пилота» для управления кораблем, катапультное кресло, системы жизнеобеспечения ракеты. Тренировки и подготовка будущих космонавтов также проходили на базе ЛИИ им. Громова.

Первые летающие лаборатории, потребовавшиеся для отработки космонавтами алгоритма действий в условиях невесомости, были созданы институтом Громова при участии КБ Туполева в 1960 году. На базе этих разработок впоследствии имитировалась «лунная сила тяжести».

Тогда же, в 60-х, в ЛИИ начали создавать первые прототипы воздушно-космической авиации (проект «Бор»). Венцом работы уже в конце 80-х стал запуск «Бурана».

После распада Советского союза ЛИИ, как и многим другим исследовательским центрам в России, пришлось нелегко. Но сегодня в институте, где трудятся более 2500 человек, дела идут неплохо: работает собственная производственная и конструкторская база, летная служба с открывшейся еще в 47-м году Школой летчиков-испытателей, девять исследовательских отделений НИЦ.

Первопроходцы космоса Далее в рубрике Первопроходцы космоса7 марта 1960 года в нашей стране был сформирован первый отряд космонавтов

Комментарии

09 марта 2016, 15:52
Всё-таки не всё умудрились развалить в ходе Перестройки и последующего коррупционно-жульничьего хаоса ельцынской эпохи. Надеюсь, что наше государство всё сумеет не только сохранить то что есть , но и возродить утраченное, а так же сделать необходимые шаги в развитии, дабы и наши потомки смогли гордиться нашими заслугами, так как мы гордимся достижениями советской эпохи...
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте только самое важное!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»