Сестры милосердия: с любовью к ближнему
Василий Верещагин «Письмо на родину», 1901. Верещагин был не только гениальным художником, но и талантливым писателем, один из его рассказов посвящен сестрам милосердия

Василий Верещагин «Письмо на родину», 1901. Верещагин был не только гениальным художником, но и талантливым писателем, один из его рассказов посвящен сестрам милосердия

173 года назад была основана первая в России община сестер милосердия

История организации социального служения русских женщин связана с именем императрицы Марии Федоровны, супруги императора Павла I. В 1814 году она организовала группы женщин, их называли сердобольными вдовами, которые ухаживали за больными в госпиталях Санкт-Петербурга и Москвы.

Позже стали возникать общины сестер милосердия. Первой стала Свято-Троицкая община, основанная 9 (21 марта) 1844 года великой княгиней Александрой Николаевной и принцессой Терезой Ольденбургской.

Целью учреждение общины имела «попечение о бедных больных, утешение скорбящих, приведение на путь истины лиц, предавшихся пороку, воспитание детей бесприютных и исправление детей с дурными наклонностями».

Общину составляли вдовы и девицы от 18 до 40 лет. Вступить в сестричество было не просто, обязательно нужно было знать грамоту, для кандидаток устанавливался испытательный срок, от года до трех лет.

Руководство первой общиной сестер милосердия осуществлялось Дамским комитетом, а содержание обеспечивалось за счет процентов с капитала великой княгини Александры Николаевны.

Троицкая община многие организационные формы позаимствовала из современной женской монашеской жизни, и стала прототипом для других подобных организаций. Этот полумонашеский дух был характерной чертой общин вплоть до начала XX века.

Служение сестер милосердия состояло не только в оказании медицинской помощи.

«Присутствие женщины, — отмечал один из врачей севастопольского гарнизона, — опрятно одетой и с участием помогающей, оживляет плачевную юдоль страданий в дни бедствий… Они способнее мужчин для этих занятий, которые ближе подходят нежному женскому рукодельному труду».

Известный русский хирург Николай Пирогов писал: «Я думаю, что наши учреждения сестер не должны ничего заимствовать у западных, а должны установиться на новых началах. Наша сестра милосердия… должна быть женщина с практическим рассудком и с хорошим техническим образованием, а при том она непременно должна сохранить чувствительное сердце».

Действительно, в России общины милосердия приобрели совсем другое значение в сравнении с западными. Если, например, в Красном Кресте сестры были профессиональными сиделками, то у нас – настоящими заботливыми матерями и сестрами.

Основательница Марфо-Мариинской обители, великая княгиня Елизавета Федоровна сравнивала служение сестер милосердия со служением диаконисс в древней Церкви. Об этом служении хорошо говорят слова святителя Иоанна Златоуста (V век), обращенные к диакониссе Олимпиаде: «С первого возраста до настоящего дня ты непрестанно питала алчущего Христа, напояла жаждущего, одевала нагого, гостеприимно принимала Его странником, посещала больного, приходила к связанному».

Служение ближнему приравнивается к служению Богу, в ближнем мы видим Христа и служим ему.

Елизавета Федоровна поднимала перед Святейшим Синодом вопрос о присвоении старшим сестрам Марфо-Мариинской обители звания диаконисс, однако ее прошение было отклонено.

Для самой Елизаветы Федоровны этот вопрос о статусе был насущным: «Это начинание должно занять «определенное место» в Церкви, иначе оно так и будет колебаться и после моей смерти, кто знает, скорее всего, будет преобразовано в монастырь или в светскую «общину».

В XIX – начале XX веков эти общины стали одними из первых общественных организаций, которые значительно расширили возможности самореализации для женщин всех сословий.

Целый пласт русской литературы посвящен сестрам милосердия и их нелегкому труду. О них писали Лев Толстой, Василий Немирович-Данченко, Василий Верещагин, Викентий Вересаев, Владимир Тихонов, Клавдия Лукашевич, Лидия Чарская и многие другие.

«Ничто не страшило этих отдавшихся на великий христианский подвиг женщин», - отмечала Клавдия Лукашевич в рассказе о первой военной сестре милосердия Даше Севастопольской.

«Сестры... были белыми ангелами, утоляющими муки раненых воинов», - такую характеристику дал Викентий Вересаев сестрам милосердия, помогавшим солдатам на русско-японской войне.

Подвиг военных сестер милосердия нисколько не ниже подвига солдатского.

Во время Первой мировой войны многие женщины шли в сестры милосердия. Сестра милосердия стала даже символом этой войны, наравне, скажем, с казаком.

В настоящее время Русская Православная Церковь возрождает забытые традиции женского милосердия, в Москве уже четверть века действует Свято-Димитриевское училище сестер милосердия, а по всей стране, в основном при епархиях и приходах существуют общины сестер милосердия. 

Титан русской музыки Модест Мусоргский Далее в рубрике Титан русской музыки Модест МусоргскийФилософом, знатоком душ человеческих и даже проповедником в музыке называют композитора Модеста Мусоргского Читайте в рубрике «История» Пограничная битва XVII века состоится в музее-заповеднике «Коломенское»27 августа в «Коломенском» состоится сражение русских стрельцов с войсками Речи Посполитой. Для битвы будет построен полноразмерный острог — пограничная крепость XVII века.   Пограничная битва XVII века состоится в музее-заповеднике «Коломенское»

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
80 000 подписчиков уже с нами!
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в дискуссиях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»