Новости – Русские победы












Русские победы
Сергей Волнухин – один из основоположников символизма и модерна в русской пластике

Открытие памятника первопечатнику Ивану Федорову в Москве. 27 сентября 1909 года
Среди работ скульптора – знаменитый памятник первопечатнику Ивану Федорову в Москве
11 апреля, 2017 11:40
3 мин
Сергей Михайлович Волнухин родился 8 (20) ноября 1859 года в Москве, в купеческой семье. Отец хотел видеть в сыне продолжателя семейной традиции, но по стопам отца Сергей не пошел, с ранних лет он проявил интерес к рисованию и лепке, а потому был отдан в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУВЖЗ). Волнухин учился и архитектуре, и живописи, но в итоге окончил скульптурное отделение.
После окончания училища он 26 лет посвятил преподавательской деятельности. Из его мастерской вышли такие крупные скульпторы первой половины XX века, как Николай Андреев, Анна Голубкина, Сергей Конёнков, Владимир Домогацкий. Ученики настолько любили своего учителя, что даже называли его «тятькой».
«Он не «натаскивал» своих учеников, а развивал в них чувство гармонии, самостоятельности и прежде всего ценил глубину мысли. В каждом из нас он старался найти и развить природное дарование; бережно относился к росткам таланта и самобытности. А главное, учил не быть белоручками», - писал впоследствии Конёнков.

Широкую известность Волнухин приобрел благодаря скульптурным портретам — Павла Третьякова, Михаила Щепкина, Николая Гоголя, Тараса Шевченко.
Но центральным в его творчестве стал памятник первопечатнику Ивану Федорову у Китайгородской стены. В 1901 году Московское археологическое общество объявило конкурс на проект памятника. В конкурсе принимали участие не только российские скульпторы, но и зарубежные.
Вниманию жюри, в состав которого вошли такие видные деятели науки и искусства, как историк Василий Ключевский, художник Аполлинарий Васнецов, знаток скульптуры Михаил Чижов, Волнухин представил несколько проектов и был признан победителем конкурса.
Над памятником первопечатнику Сергей Михайлович трудился около двух лет. Следуя скульптурным традициям второй половины XIX века, Волнухин показал Федорова в реальной обстановке: у печатного станка во время чтения только что полученного оттиска листа знаменитого «Апостола».
Костюм первопечатника был выполнен на основе консультаций с историком и археологом Иваном Забелиным.
Открытие памятника было торжественным. Газета «Раннее утро» писала: «Уже с утра около места торжества толпится многочисленная толпа. Ждет героически под непрерывным дождем. Прилегающие площади сверху представляют любопытнейшую картину — всюду раскрытые зонтики. Под зонтиками стоят на крыше гигантского здания «Метрополь», на других зданиях».
В какой-то момент в толпе мелькнул сам Волнухин. Народ стал кричать «Браво!», аплодировать. Скульптор смутился, снял шляпу, раскланялся и убежал.
Этот памятник вошел в перечень монументов города, представляющих особую историческую ценность. Он стал своеобразным символом Москвы.
Скончался Сергей Михайлович в Геленджике 11 апреля (по другим данным 11 июня) 1921 года.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости