«Максим Горький» — летающий колосс советской державы
Самолет АНТ-20 «Максим Горький». Фото: aviation21.ru

Самолет АНТ-20 «Максим Горький». Фото: aviation21.ru

17 июня 1934 года состоялся первый испытательный полет крупнейшего на тот период самолета АНТ-20 («Максим Горький») продолжительностью 35 минут

17 июня 1934 года в столице СССР произошло грандиозное событие поистине мирового значения. В московское небо взмыл крупнейший в мире самолет. Размах крыльев воздушного гиганта достигал 63 м, длина равнялась 33 м, а вес без груза и пассажиров составлял 28,5 тонн. Пассажиров, кстати, вместе с экипажем в полет могло отправиться аж восемь десятков.  Правда, в самый первый демонстрационный рейс самолет взлетел только под управлением воздушного аса — летчика-испытателя Михаила Михайловича Громова. Попарив в воздухе чуть более получаса, многотонная машина послушно опустилась на землю.

Названа железная птица была в честь одного из самых популярных писателей Страны Советов Максима Горького, а ее аббревиатура АНТ-20 указывала на то, что самолет — детище отечественного конструкторского бюро А.Н. Туполева. К эксклюзивным техническим характеристикам этой 8-моторной чудо-машины следует добавить, что она была еще и цельнометаллической! 

История рождения замысла уникального самолета тоже  заслуживает хотя бы краткого описания. В 1932 году в Советском Союзе с размахом отмечалось 40-летие литературной деятельности буревестника революции, пролетарского писателя №1 Алексея Максимовича Пешкова, более известного по псевдониму Максим Горький. Маститый журналистский мэтр тех лет Михаил Кольцов и предложил в качестве подарку корифею русской литературы организовать на просторах Страны Советов всенародный сбор средств для строительства самого большого в мире самолета. Сказано — сделано!  Вылетевшая из-под бойкого пера идея через пару лет обрела материального воплощение в виде чудо-самолета «Максим Горький». Кстати, на его постройку трудящиеся собрали фантастическую по тем временам сумму — 6 млн рублей.

Естественно, что такая машина была штучным товаром и благодаря своим уникальным качествам должна была выполнять агитационные функции,  пропагандируя как самим фактом своего существования, так и с помощью тогдашних средств связи всем и каждому преимущества советского строя и образа жизни. Оборудован был АНТ «Максим Горький» по последнему слову техники и поражал степенью комфорта. На его борту имелись: автопилот, громкоговорящая радиоустановка «Голос с неба», фотолаборатория, типография, библиотека, кинотеатр и даже пневмопочта. Для отдыха пассажиров в крыльях были установлены двухъярусные кровати. Самолет мог лететь благодаря новейшему навигационному оборудованию как днем, так и ночью, садиться вне аэродромов на  неподготовленной местности (в т.ч. в условиях ограниченной или минимальной  видимости).  

Через два дня после первого вылета, «Максим Горький» в сопровождении двух советских истребителей эффектно пролетел над Красной площадью во время торжественной встречи руководством страны возвратившихся из ледового плена челюскинцев. Кадры пролета гиганта над самым сердцем столицы мирового пролетариата обошли все советские и мировые передовицы. СССР наглядно продемонстрировал торжество отечественной научной мысли и техники.  В том же году на этом самолете было установлено еще два мировых рекорда: на высоту в 5 км были подняты грузы массой в 10 и 15 тонн. 

Увы,  менее чем через год после своего первого полета «Максим Горький» разбился в результате авиакатастрофы. Причиной, приведшей к трагедии с большим числом жертв, стало неуемное стремление одного из самолетов сопровождения к фигурам высшего пилотажа ради эффектных кадров кинохроники в недопустимо близком расстоянии от советского воздушного гиганта. 

Гибель АНТ-20 хоть и стала большим ударом для престижа советского государства, но не заставила отказаться от идеи постройки нового самолета-великана. Уже через четыре года под управлением все того же М.М. Громова в небо взмыл улучшенный клон «Максима Горького». В довоенные он даже успел потрудиться, перевозя пассажиров на лини Москва — Харьков — Ростов-на-Дону — Минеральные Воды. С началом Великой Отечественной воздушный колосс был зарезервирован как грузовой самолет для нужд тыла. К сожалению, и его ждала несчастливая судьба: в самом конце 1942 года он разбился недалеко от столицы Советского Узбекистана.

Так в Советском Союзе завершилась история самолетов-суперисполинов. Разрабатывавшиеся накануне войны проекты еще почти двух десятков «летающих крепостей» в серию запущены не были. АНТ-20 «Максим Горький», несмотря на  нелепый финал, стал для своего времени самолетом-легендой, самолетом-мечтой, доказательством силы духа и воли, ума и смекалки советских граждан. 

Ка-50: долгая дорога в небо Далее в рубрике Ка-50: долгая дорога в небо17 июня 1982 года в воздух впервые поднялся первый в мире одноместный боевой вертолет соосной схемы — будущая «Черная акула»

Комментарии

16 июня 2016, 14:05
Вот это трамвайчик! Конечно жаль, что ни один из Горьких не дожил до наших дней.
17 июня 2016, 12:00
Да...уж... Народец, поди, наверное в шоке был от такой громадины...
Даже не представляю что чувствовали те люди, которые первыми начали летать на этом рычащем "крылатом трамвае"... Но, очевидно, впечатлений было масса...)
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте самое важное в вашей ленте
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»