«Руссо-Балт» — первый русский серийный автомобиль
Российские автомобилисты на «Руссо–Балте» совершают путешествие по маршруту Санкт-Петербург – Севастополь, 1913

Российские автомобилисты на «Руссо–Балте» совершают путешествие по маршруту Санкт-Петербург – Севастополь, 1913

По надёжности и прочности «Руссо-Балт» входил в число лучших автомобилей мира

Самым «продвинутым» в автомобильном отношении городом Российской империи была Рига. Здесь в 1898 году на велосипедной фабрике Лейтнера был собран первый мотоцикл, а спустя 11 лет — первый серийный автомобиль. Начало отечественного автопрома было положено на Русско-Балтийском вагоностроительном заводе (РБВЗ), для начала XX века это производство было достаточно передовым. Завод выпускал трамваи, пассажирские и товарные вагоны, части артиллерийских орудий и с 1912 года — аэропланы.

Работу над проектом «Русско-Балтийского» автомобиля вела команда инженеров под руководством бельгийского конструктора Жульена Поттера, поэтому неудивительно, что прототипом первого российского авто стал бельгийский автомобиль Fondu.

За год работы инженерам и рабочим удалось добиться важного результата — 8 июня 1909 года из ворот завода выехал первый автомобиль, воплотивший самые современные технические достижения своего времени. Практически все детали автомобиля были отечественного производства. Использование метрической системы и высокая точность изготовления —обеспечивали полную взаимозаменяемость деталей для машин всех серий и создавали надежную основу для технического обслуживания автомобиля в дальнейшем.

Машины «Руссо-Балт» считались одними из лучших и надёжных в Европе, их охотно приобретали и россияне. И хотя русские предпочитали иномарки, количество «Руссо-Балтов» было достаточно большим, известно, что в 1912 году в Петербурге насчитывалось 70 машин этой марки, 88 машин «Рено», 95 «Мерседесов» и т.д.

Рижские автомобили неоднократно участвовали в международных соревнованиях, в 1911 году «Руссо-Балт», которым управляли автомобильные журналисты Андрей Нагель и Вадим Михайлов, занял два первых приза в категориях маршрутов и туризма престижного ралли Санкт-Петербург–Монако. Ближайшего конкурента, немца, они обогнали на шесть часов.

За семь лет флагман российского автопрома выпустил порядка 500 автомобилей. Основным партнёром завода было военное ведомство, закупившее 64% всех «Руссо-Балтов», которых использовали как штабные и санитарные машины, и в качестве шасси для постройки броневиков. В автопарке императора Николая II, большого любителя автомобилей, находилось два «Руссо-Балта», были они и у других членов царской семьи. Владельцами «Руссо-Балта» были отставной премьер-министр Сергей Витте, промышленники Эммануил Нобель и Алексея Путилова, в списке заказчиков значились известные фамилии — Голицына, Бобринского, Шереметева и других.

В годы Первой мировой войны, когда разные отделы завода были эвакуированы в разные российские города, технические наработки не пропали даром. Но основе РБВЗ были созданы вагоностроительный завод в Твери, Ростовский завод, впоследствии — Ростсельмаш. Петроградское производство, ориентированное на выпуск самолётов, стало основой Ленинградского Северного завода, выпускавшего военные ракетные комплексы. Второй автомобильный завод «Руссо-Балта» в Москве положил начало заводу АМО (впоследствии — ЗИС и ЗИЛ).

И хотя в результате катаклизмов, потрясших нашу страну в начале XX века, судьба «Руссо-Балта» не сложилась, он имеет достаточно интересную историю.

100 лет Мурманскому легиону Далее в рубрике 100 лет Мурманскому легионуОснову Мурманского легиона, организованного англичанами весной 1918 года, составили «красные» финны Читайте в рубрике «История» Как убивали РозенберговОни прожили жизнь друг для друга и умерли с интервалом в 6 минут на электрическом стуле в тюрьме Синг-Синг Как убивали Розенбергов

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях. Только экспертный взгляд на события
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»