Предшественник «Черных акул» Камова
Вертолет Ка-15. Фото: profilib.com

Вертолет Ка-15. Фото: profilib.com

14 апреля 1953 года состоялся первый полет военного вертолета Ка-15 — первого серийного вертолета ОКБ Н.И. Камова

14 апреля 1953 года летчик-испытатель Дмитрий Константинович Ефремов в подмосковном Тушино поднял в воздух новую винтокрылую машину. Испытатель Константинов в годы войны занимался доставкой оружия и боеприпасов партизанам. Он прекрасно понимал, насколько важен и незаменим вертолет в современной войне, ведь, в отличие от самолета, машина без крыльев и с горизонтальным винтом была способна вертикально садиться и взлетать с самых малых площадок, буквально с лесных полян или узких палуб военных кораблей.

Создателем новой машины был конструкторский коллектив под руководством Николая Ильича Камова. До Великой Отечественной войны Николай Камов занимался созданием «автожиров» — первых гибридов самолета и вертолета, из которых позднее и развилось современное вертолетостроение. Именно Николай Ильич Камов предложил использовать для обозначения нового типа летательных аппаратов слово «вертолет», навсегда прижившееся в русском языке.

Конец 40-х годов XX века стал эрой рождения вертолета. Впервые в боях этот новый тип воздушных машин стал массово использоваться американцами во время войны в Корее в 1950—1953 годах. В горах и на островах Кореи армия и флот США с успехом использовали «геликоптеры» русского эмигранта Сикорского.

Уже через месяц после начала применения вертолеты, способные взлетать с палуб кораблей и садиться в любых горных ущельях, показали высокую эффективность и стали буквально незаменимы. 12 сентября 1950 года американский бригадный генерал К.К. Джером в аналитической записке высшему командованию так описал новый тип воздушных машин:

«Вертолет в Корее встречает исключительно благожелательное отношение; всякий, кого бы ни спрашивали, обязательно расскажет вам какой-нибудь случай, подчеркивая важную роль, которую играли при этом вертолеты. Разведка, связь, визуальное наблюдение на флангах, переброска по воздуху дозоров с одного важного пункта в другой, почтовая служба и снабжение передовых постов — вот задания, которые выполняют вертолеты. Нет сомнения, что восторженные отзывы личного состава о вертолетах вполне оправданны… Мы не должны жалеть усилий, чтобы получить на фронт как можно больше вертолетов, предоставляя им приоритет в отношении любого другого оружия… Вертолеты, больше вертолетов, как можно больше вертолетов в Корею».

Советские генералы и адмиралы, имевшие за плечами немалый опыт сражений 1941–1945 годов, внимательно отслеживали боевой опыт противника по холодной войне и не хотели отстать от американцев. Советскому Союзу требовались свои вертолеты — транспортные и боевые.

С 1950 года в нашей стране стал серийно производиться первый массовый многоцелевой вертолет Ми-1, созданный конструкторским бюро Михаила Леонтьевича Миля. Но прекрасная для своего времени винтокрылая машина Миля была именно многоцелевым вертолетом, предназначенным как для военного, так и для гражданского использования. Для чисто военных целей, особенно для задач Военно-морского флота, требовался более компактный и одновременно более мощный вертолет.

Вертолет «Ми-1». Фото: bazaistoria.ru

Созданием именно такого чисто военного вертолета и занималось конструкторское бюро Камова. Первый прототип, Ка-8, взлетел еще в конце 1947 года. Следующая, более совершенная машина — Ка-10 — поднялась в воздух в августе 1949 года. Ка-10 стал первым вертолетом Камова, выпущенным малой серией, в 15 машин, в 1951 году.

Испытания в море на кораблях нашего флота показали, что для нужд ВМФ требуется более мощная машина. В октябре 1951 года Николая Камова вызвали в Кремль к Лаврентию Берии, который потребовал в течение года завершить разработку нового вертолета. Николай Ильич сказал, что ему необходимо минимум два года, на что Берия жестко посоветовал «обратиться в собес», то есть либо решить задачу, либо уйти… В устах Берии такое «предложение» звучало слишком опасным намеком.

Несмотря на все технические трудности, конструкторы Камова в кратчайший срок смогли решить сложнейшую задачу — создать вертолет, одновременно маленький и мощный. Вертолет Ка-15, проектирование которого началось в августе 1950 года и завершилось к весне 1953 года, оказался куда более «сильным», чем его серийный современник Ми-1.

Ка-15 предназначался для кораблей, поэтому проектировали его очень компактным. Непросто было разместить в небольшом объеме все оборудование, необходимое для поиска подводных лодок. Длина у Ка-15 была почти в два раза меньше, чем у Ми-1.

Полученные при испытаниях летно-технические характеристики Ка-15 оказались выше проектных. Машина перевозила полезный груз в 210 кг при взлетной массе 1410 кг и мощности двигателя 280 л.с., в то время как Ми-1 брал 255 кг при массе 2470 кг и мощности двигателя 575 л.с.

Итоговые государственные испытания Ка-15 проходили в Феодосии с 15 апреля по 11 мая 1955 года. В 1956 году на авиационном заводе в Улан-Удэ в Бурятии начали серийное производство этих машин. Всего было построено 354 вертолета всех модификаций. Это была первая серия советских вертолетов чисто военного назначения.

Вертолет мог взлетать и садиться с весьма ограниченных площадок на палубах боевых кораблей в море. Один Ка-15 мог брать на борт всего два гидроакустических буя для слежения за подводными лодками. При этом аппаратура управления находилась на втором вертолете, а средства уничтожения (глубинные бомбы) — на третьем.

Так советские ВМФ получили первый в своей истории вертолетный комплекс для обнаружения и уничтожения вражеских подлодок. Помимо этого, вертолет Ка-15 мог использоваться в качестве разведчика, машины связи, корректировщика артогня и т.п.

Уже в начале 60-х годов на смену Ка-15 пришли новые, более совершенные вертолеты Камова. Уже в наши дни бывшее конструкторское бюро Николая Ильича Камова является одним из ведущих в России производителем боевых вертолетов. Лучшими винтокрылыми машинами российской армии по праву считаются камовские Ка-50 и Ка-52, потомки маленького Ка-15, впервые поднявшегося в воздух 14 апреля ровно 63 года назад.

Освобождение Причерноморья Далее в рубрике Освобождение Причерноморья14 апреля 1944 года завершилась Одесская наступательная операция

Комментарии

13 апреля 2016, 11:34
Я вообще всегда, еще с самого детства, был в восторге от Камовских вертолётов. Особенно борзо они смотрелись в корабельной варианте, в составе советских эскадр...!
13 апреля 2016, 13:32
Главное чтобы не иссох ручеек госзаказа, а там глядишь и прорвемся...
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
История, политика и наука с её дронами-убийцами
Читайте ежедневные материалы на гуманитарные темы. Подпишитесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»