Праздник русского подплава
Показ императору Николаю II подводной лодки «Дельфин» С. Художник Андрей Тронь.

Показ императору Николаю II подводной лодки «Дельфин» С. Художник Андрей Тронь.

По указу императора Николая II 19 марта 1906 года в Российском императорском флоте появился новый класс судов — подводные лодки

История появления в Российском императорском флоте подводных сил очень напоминает историю создания русской авиации накануне Первой мировой войны. И в первом, и во втором случае русские одними из первых в мире обратили внимание на возможности новых аппаратов. И в том, и в другом случае Россия не постеснялась изучить иностранный опыт и зарубежные разработки, одновременно поощряя собственных изобретателей, сумевших найти не менее остроумные технические решения. Неудивительно, что к 1914 году Россия подошла, имея крупнейший в мире авиационный флот и практически не отставая от крупнейших военно-морских держав мира по числу подводных лодок. К этому времени они уже восемь лет как считались самостоятельным классом боевых кораблей: указ о дополнении действующей с 1892 года классификации кораблей флота классом «подводные лодки» император Николай II подписал 19 (6 по старому стилю) марта 1906 года. Этот день стал неофициальным праздником моряков-подводников, который получил официальный статус только 90 лет спустя, 15 июля 1996 года приказом главкома ВМФ России.

А тогда указ всего лишь узаконил то особое место, которое русские подводные лодки заняли во флоте с первых лет эксплуатации. Ведь первая боевая подлодка появилась в российском флоте еще в 1903 году и тогда относилась к классу миноносцев. Это был «миноносец №150» — бывший «миноносец №113» (как он именовался в проекте и при закладке), а с 31 мая 1904 года — «Дельфин». Построена лодка была по проекту Ивана Бубнова, человека, который был, пожалуй, самым результативным конструктором субмарин в Российской империи. По его проектам было построено в общей сложности 32 подводных лодки, в том числе таких знаменитых типов, как «Барс», а также «Минога» и «Акула» — первые русские дизельные подводные лодки.

С «Дельфина» начался первый этап развития отечественных подводных сил, которое продолжалось до 1917 года. За 16 лет подлодки не только стали самостоятельным классом в русском флоте, но и грозной боевой силой. В общей сложности за это время в состав боевых кораблей было включено 73 субмарины: 34 отечественной постройки по отечественным же проектам (и при этом практически все — по проектам Бубнова), еще 16 — российской постройки по проектам американских инженеров Джона Голланда и Саймона Лэка, а также 23 подлодки иностранной постройки. Среди всех этих субмарин были и лодки, за которыми осталось мировое первенство. Например, именно в России 25 марта 1915 года был зачислен в состав боевого флота первый в мире подводный минный заградитель — лодка «Краб» конструкции инженера Михаила Налетова. А за десять лет до того, 29 апреля 1905 года, входившая в состав Сибирской военной флотилии подводная лодка «Сом» — головная лодка серии, построенная в США по проекту Голланда, — стала первой в мире подлодкой, отработавшей торпедную атаку на вражеские суда и обратившей их в бегство.

После Октябрьской революции и Гражданской войны отечественный подводный флот фактически пришлось восстанавливать с нуля. Семь русских субмарин погибло во время Первой мировой, многие были уведены из России отступающими войсками Белой армии или захвачены интервентами, после чего потоплены или уничтожены. Достаточно сказать, что к 1924 году в составе Балтийского флота было всего девять подлодок, Черноморского — две. И только в 1927 году советский флот начал собственную программу строительства подводных лодок. Первыми среди них стали торпедные лодки типа «Декабрист» и подводные минные заградители типа «Ленинец». Чуть позже началось массовое строительство субмарин типа «Щука» и «Малютка», ставших самыми многочисленными в советском ВМФ предвоенного периода: 77 и 78 лодок соответственно. Всего же за десять предвоенных лет отечественный подводный флот вырос в 15 раз — такие темпы в то время не демонстрировала ни одна страна в мире!

Подводная лодка Российского Императорского Флота

Подводная лодка Российского Императорского Флота. Фото: historical-info.ru

К началу Второй мировой войны в составе советского ВМФ насчитывалась 161 подлодка, а в Великую Отечественную флот вступил, имея 212 подлодок — больше, чем любой другой среди что «стран оси», что антигитлеровской коалиции. Германия начала войну, имея 57 субмарин, но зато поставила рекорд, спустив и вооружив за военные годы еще 1099 лодок. Итальянский флот насчитывал 115 подлодок, и это был крупнейший подводный флот в Европе. Английский — всего 69 лодок, к которым за время войны прибавилось еще 165. Франция располагала перед войной 77 подлодками, среди которых был и такой уникум, как подводный артиллерийский крейсер «Сюркуф» — крупнейшая субмарина мира до января 1944-го. Подводный флот США был самым большим по ту сторону Атлантики: 112 подлодок, из которых, правда, только 41 была новой, а до конца войны к ним присоединилось еще 203. Главный противник американцев — военно-морской флот Японии — вступил в войну в декабре 1941-го, имея в составе всего 64 подлодки, но за четыре года построил еще 129 субмарин, в том числе и ставшие самыми большими в мире I-400 (первую из них спустили на воду в 1944-м).

Послевоенные годы стали временем стремительного расцвета и расширения отечественного подводного флота. В 1950-м на стапелях завода «Красное Сормово» в Горьком была заложена первая подлодка самого массового в нашей истории проекта — 613: за все время их построили 215 единиц. Были и другие крупные серии дизельных подлодок, достигавшие 75 единиц (проект 641), а атомные лодки строились сериями по два-три десятка. Закономерно, что такими темпами к концу 1980-х в составе советского ВМФ было 450 (!) субмарин: 83 стратегических атомных подводных ракетоносца, 113 многоцелевых атомных и 254 дизель-электрических подводных лодок. Три подлодки вошли в Книгу рекордов Гиннесса. Во-первых, самая большая в мире атомная подлодка — тяжелый атомный подводный крейсер стратегического назначения ТК-208 «Дмитрий Донской» проекта «Акула» (941) с нормальным водоизмещением 23 200 тонн. Во-вторых, подводная лодка с наибольшей глубиной погружения — К-278 «Комсомолец» проекта «Плавник» (685), погрузившаяся 4 августа 1985 года на 1027 метров (и, к сожалению, погибшая 7 апреля 1989 года в результате пожара). Наконец, это лодка, сумевшая развить самую высокую подводную скорость — К-162 проекта «Анчар» (661), которая 18 декабря 1970 года разогналась под водой до 44,7 узла.

К сожалению, катастрофические события 1990-х привели к тому, что от внушительной подводной армады, которой страна обоснованно гордилась, осталась лишь малая часть. И радует лишь то, что сегодня у России находятся и желание, и возможности модернизировать и восстанавливать подводный флот. Сегодня его численность не так велика: в общей сложности по состоянию на конец 2015 года 72 субмарины, в том числе 48 атомных (13 подлодок с баллистическими ракетами и 9 — с крылатыми, а также 18 многоцелевых и 8 лодок спецназначения) и 24 дизельных (в том числе одна — спецназначения). Но этих сил, в числе которых и самые современные атомные подводные крейсеры типа «Борей» и многоцелевые «Ясени», а также новейшие дизельные субмарины типа «Лада», вполне достаточно, чтобы поддерживать мировой паритет в океане. В конце концов, наш подводный флот сегодня уступает лишь одну ступень на пьедестале самых мощных и крупных подводных сил и имеет все шансы вернуть себе первенство.

Первая противовоздушная: как в русской армии появились зенитки Далее в рубрике Первая противовоздушная: как в русской армии появились зенитки18 марта 1915 года был сформирован первенец российской ПВО — Отдельная автомобильная батарея для стрельбы по воздушному флоту

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте самое важное в вашей ленте
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»