Русские победы
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Русские победы
Русская планета

«Показать историю с позиции Церкви»

На открытии выставки присутствовали Президент РФ В. Путин, председатель Правительства РФ Д. Медведев, Патриарх Кирилл, мэр Москвы С. Собянин. Пояснения давал председатель Патриаршего совета по культуре епископ Егорьевский Тихон. Фото пресс-службы Московской Патриархии
Историк Павел Кузенков о выставке «Россия — Моя история. 1945-2016 гг.» и о том периоде, который она охватывает
Кирилл Брагин
13 ноября, 2016 21:22
13 мин
В Москве проходит мультимедийная экспозиция «Россия — Моя история. 1945-2016 гг.». Она является завершающая в цикле исторических выставок «Россия — Моя история». Три предыдущие экспозиции: «Рюриковичи», «Романовы», «1917-1945. От великих потрясений к Великой Победе» — сегодня представлены в Историческом парке «Россия — Моя история» в 57-м павильоне ВДНХ.
Один из авторов выставки, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Церкви исторического факультета МГУ, Павел Владимирович Кузенков любезно согласился ответить на вопросы «Русской Планеты» об этой выставке.
- Россия в XX веке прошла через Первую Мировую, октябрьский переворот, Гражданскую, репрессии, Великую Отечественную войну. Как русскому народу удалось выжить после тяжелейших испытаний?
- Русский народ прошёл через испытания XX века с огромными демографическими, культурными, экономическими и общественно-политическими потерями. Если в начале XX века Русский Мир выступал в качестве одной из самых многочисленных и бурно развивающихся цивилизаций планеты, то сегодня мы можем констатировать, что Россия значительно уступает своим главным геополитическим конкурентам — США, Европейскому Союзу, Китаю. Но русский народ не просто выжил. Он сохранил свою цивилизационную идентичность и силы для возрождения и своей государственности, и своей традиционной культуры.
Единственная сила, которая позволила нашему народу сохраниться, это его духовные корни, уходящие в тысячелетнюю глубь русской истории. Именно там, во временах святого Владимира и Ярослава Мудрого, Александра Невского и Дмитрия Донского, Ивана Грозного, Минина и Пожарского, Петра Великого, Суворова и Кутузова, Нахимова и Ушакова и иных героев истории Отечества черпали свои силы наши предки в самую лихую годину испытаний.
Даже «безбожное» советское государство было вынуждено прибегать к этим примерам для собственного спасения. Но самым ярким примером сохранения традиции стала судьба Православной Церкви. Оказавшись практически вне закона, она сумела выстоять в годы гонений, явив изумленному миру, уже забывшему о Христе, сонм мучеников и исповедников. И затем одержала, как и в древние времена, духовную победу над боровшимся с ней могучим государством. Вернувшись к своим христианским истокам, русский народ обрел силу преодолеть тяжелейший кризис выхода из коммунистической эпохи и ныне имеет все возможности для утверждения своего собственного цивилизационного выбора.
Историк Павел Кузенков
- Внешняя жизнь Церкви сегодня – это строительство и реставрация храмов и монастырей, возможность духовенства выступать на самых разных площадках, осуществляются совместные проекты с государством, как эта выставка. Как можно охарактеризовать жизнь Церкви в 1945-1985 годах?
- Это была прежде всего эпоха вызревания будущего бурного возрождения. В годы Великой Отечественной войны советское государство оказалось вынужденным признать в Церкви великую духовную силу, имеющую и важное общественно-политическое значение. Гонения были смягчены. Именно в послевоенные годы в церковной среде вызревали семена духовного роста, необходимого для покаяния и преодоления того идеологического наваждения, в котором оказался русский народ. К Церкви тянулись интеллигенты, писатели, даже некоторые бывшие коммунистические политики, на склоне лет вдруг ощутившие страшный духовный ваккум.
Хрущёв, самоуверенно обещавший «показать последнего попа по телевизору», поднял новую волну гонений. Казалось, в Церкви остались только старушки, и дни её сочтены. Но «сила Божия в немощи совершается» — и в 1988 году, когда Горбачёв решил на государственном уровне отметить 1000-летие Крещения Руси, произошло непредвиденное.
Ослабление цензуры вызвало эффект прорыва плотины. Охваченные жаждой духовного просвещения, познания, люди — часто с высшим образованием, с богатым жизненным опытом — устремились в Церковь. А с крахом коммунизма в России наступила бурная эпоха настоящего религиозного возрождения.
- В X-XIX веках Церковь вносила огромный вклад в становление российской государственности, развитие общества, культуры и искусства. После 1917 года от участия в жизни страны ее отстранили. Тем не менее, страна развивалась, удалось воплотить в жизнь масштабные проекты: полет в космос, освоение целины, БАМ, различные ГЭС и т.п. Может роль Церкви осталась в прошлом, и мы сегодня преувеличиваем ее значение?
- Наследие церковной традиции в эти годы ещё только предстоит изучить. Оно, несмоненно, сохранялось: все лидеры Советской России были крещены в дестве, многие — как Сталин, Микоян, Дзержинский — даже готовились к духовной карьере. А вот что говорил о коммунистах Никита Хрущёв: «Я считал, что нас всех связывает нечто возвышенное и святое. Каждый участник нашего движения был для меня вроде апостола, который во имя идеи готов пойти на любые жертвы».
Уже давно отмечено сходство христианских идеалов с идеалами коммунизма. Как известно, коммунистические идеи зародились в Западной Европе, в кругу людей не просто нерусских, но испытывавших к России глубокую неприязнь. И в том, что эти идеи прижились не в Германии, Франции или Англии, а именно на русской почве, проявилось огромное влияние векового стремления православного русского народа к справедливости, всеобщему братству, проявилась его готовность жертвовать своим ради других, ради великих целей.
Коммунизм, конечно же, серьезнейшим образом извращал христианские ценности. Но он и играл на них, подменяя учение о любви к врагам доктриной классовой ненависти. Результат — известен. Не напрасно сказано апостолом: «Не всякому духу верьте, потому что много лжепророков» (1 Ин 4:1). Это не просто миллионы невинно убиенных и ещё большее число нравственно погибших душ.
Это страшное внутреннее опустошение, «идейный ожог», выразившийся в конституционном запрете на любую идеологию. Запрет этот в целом полезен — если под идеологией понимать манипулирование высшими ценностями. Но без возвышенных идей невозможно существование ни государства, ни общества. И здесь роль Церкви не просто огромна: она уникальна. Только религия может дать человеку такие идеи, которые нельзя запятнать и опорочить сиюминутными политическими, экономическими и какими угодно ещё корыстными интересами «века сего».
 - Как может Церковь помочь своему Отечеству в геополитической борьбе?
- Отчасти ответ на этот вопрос уже дан в предыдущем. Геополитическая борьба, говоря языком религии, есть суетный спор о мирском величии. Но с приходом Христа открылось в этой борьбе и особое измерение. Не зря апостолы, апологеты и святые отцы обращали свои проповеди к сильным мира сего, увещевая их обратиться ко Христу, Которому «дана всякая власть на небе и на земле» (Мф. 28:16).
А это значит, что те государства, которые избирают веру во Христа, стремятся следовать Его учению, те народы, которые встают на путь покаяния и духовного исправления — таковые приобщаются и к божественной власти и силе. Другие же, не ведающие Христа или отступившие от Него, остаются игрушками в руках сатаны, которому, по попущению Божию, передана власть над «славою царств» (см. Лк 4:6).
Лукавый то возводит их на вершину богатства и могущества, то в один день низвергает на самое дно позора и унижения. Примерам таким в истории несть числа. Церковь, разумеется, не может обеспечить ни рост биржевых котировок, ни перевооружение армии, ни восстановление промышленности.
Но она способна — и это доказывают двадцать веков христианства — придать народам и государствам, а точнее — конкретным людям и правителям (ибо речь всегда идет о личностях, живых душах) ту нравственную стойкость, тот духовный закал, который является необходимым условием для торжества над всеми конкурентами и соперниками.
- Есть мнение, что происходит «сращивание» Церкви и государства. А если сравнивать с более благостными временами, в каком отношении мы находимся к идеалу симфонии «Церковь – государство»?
- Идеал «симфонии», соработничества Церкви и государства — одно из величайших сокровищ Православия. Государство заботится о народе через закон и силу, Церковь — с помощью увещеваний и молитв. Сформулировать и, главное, отстоять эту гармонию двух равновеликих и равночестных институтов, «приводящих в благоустроение все дела человеческие» (Юстиниан), было далеко не просто.
Бывали периоды, когда государство грубо вмешивалось в дела Церкви. Бывало, когда сильная Церковь брала на себя функции деградировавшего государства, превращаясь в политческий институт. И то, и другое — крайне опасно. Политизация католической Церкви вызвала в Европе взрыв Протестантизма. «Огосударствление» Церкви в императорской России унизило и ослабило духовенство, и оно не пришло на помощь государству в 1917 году.
В наши дни, когда Православная Церковь законодательно отделена от государства, но при этом государство относится к ней с доброжелательным уважением, сложились особо благоприятные условия для восстановления той атмосферы «симфонии», которая сложилась во времена Константина Великого и святых отцов. Главное — четко понимать, что Церковь не может быть частью государства. Что государство не может брать на себя функции Церкви (в том числе и в области духовного воспитания). Наконец, что служители Церкви не должны искать похвалы и одобрения со стороны общества. «Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир», — говорит Господь (Ин. 15:19).
- Что нужно сделать, чтобы уроки истории не забывались? С одной стороны объем знаний, в том числе исторических, увеличивается, с другой стороны, войны становятся все более жестокими и циничными, и каждая из них более кровавая, чем предыдущая.
- Уроки истории преподавать непросто. Мало знать имена и даты — надо еще и понимать, что же в действительности произошло и как избежать ошибок прошлого и повторить его успехи. И здесь парадокс заключается в том, что для того, чтобы ставить вопрос таким образом, нужно иметь систему оценочных координат. Проще говоря, пока мы не знаем, «что такое хорошо, а что такое плохо», мы не можем и извлекать уроки истории.
Именно поэтому так важно ставить во главу угла нравственные ценности, и именно на их основе изучать историю. Ведь именно из-за деградации этих самых ценностей, разрушения многовековой религиозной культуры и происходит то, что происходит: войны становятся всё более жестокими, политика — все более циничной, а экономика порождает не подлинные богатства, а финансовые «пузыри». История не поможет, если нет прочной духовной опоры. Но саму эту опору обрести помогает история.
- При создании выставки возникали ли споры между светскими и церковными историками? Первые говорили, давайте побольше Хрущева дадим, вторые, нет лучше Патриарха Алексия (Симанского)? По какому принципу происходило распределение объема?
- Наш проект тем и уникален, что он создается по инициативе Церкви, но для светских людей, для просветительских целей. Мы хотим не просто рассказывать о Церкви в истории. Наша задача — рассказать об истории с позиции Церкви.
Поэтому может показаться, что церковная жизнь как бы отходит на задний план. Но в действительности это не так. Просто мы не акцентируем внимание на разделении светского и церковного. Наоборот, хотелось показать, что духовные начала, традиционные христианские ценности глубоко пронизывали жизнь людей даже в советскую эпоху — хотя сама Церковь в это время была насильственно отстранена от образования и общественной жизни.
- Посещая уже оформленную выставку, и оценивая ее по прошествии времени, чтобы Вы в нее добавили?
- Формат выставки уникален в том отношении, что добавлять материалы в неё можно до бесконечности. Есть только одно ограничение: степень их усвояемости. Конечно, не всё из задуманного мы успели реализовать в экспонатах. В частности, подготовлен огромный материал по истории интеллектуальных исканий советской интеллигенции, по молодёжным субкультурам, имеются уникальные наработки по истории советской науки и техники, исследованиям космоса и т.п. Наконец, очень много материалов было подготовлено для нас министерствами и ведомствами для отражения современного положения дел в разных отраслях российской экономики.
Далеко не все они получили отражение на экспозиции: просто не хватило творческих сил. «Никто не обнимет необъятного», как говаривал Козьма Прутков. Но вскоре, когда выставка переедет в 57-й павильон на ВДНХ, я уверен, она заживет новой, «музейной» жизнью, будет непрерывно обновляться, улучшаться и дополняться. Ведь ее задача — стать интересным и увлекательным «живым учебником» истории для миллионов школьников, студентов и всех тех, кто интересуется историей нашего Отечества.
Поделиться
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ