«Сом» и «Белуга» для российского флота
Подводная лодка проекта 641Б «Сом». Фото: wikipedia.org

Подводная лодка проекта 641Б «Сом». Фото: wikipedia.org

23 мая 1904 года на Невском судомеханическом заводе было заложено пять субмарин проекта «Сом» — нового для русского флота типа подводных кораблей

Вторую половину XIX — начало XX века в истории военно-морского флота можно назвать «соревнованием подводных лодок». В США, во Франции, в Швеции, Испании, Великобритании появлялись проекты кораблей нового типа — идущих под водой, невидимых и потому, как казалось, неуязвимых. В России первые подлодки конструкции Степана Карловича Джевецкого поступили на вооружение еще в 1880-х. Эти лодки длиной 6 метров имели экипаж из трех человек и могли погружаться на глубину до 12,5 метра. Однако винт на них приводился в действие экипажем с помощью педального привода с велосипедными цепями, поэтому скорость была невелика — всего 2,5 узла (примерно 4,6 км/ч). Вооружение состояло из всплывающих мин. Всего было изготовлено 50 таких лодок, но вскоре от них отказались, потому что они из-за своих характеристик стали практически непригодны для боевого применения.

В начале XX века промышленное производство электродвигателей, электрических аккумуляторов, дизельных двигателей и торпедного оружия дало новый импульс развитию подводных лодок. Для создания кораблей этого типа в январе 1901 года Морское министерство образовало Строительную комиссию подводных лодок, разработавшую проект первой российской боеспособной лодки. Этот корабль, получивший название «Дельфин», был построен в 1903 году и летом 1904-го вошел в состав Балтийского флота. Лодка имела в длину около 20 метров, погружалась на глубину до 50 метров, могла принимать экипаж до 20 человек, шла под водой со скоростью 6 узлов (около 11 км/ч), была вооружена торпедами. К 1906 году было построено 20 лодок типа «Дельфин», на Тихом океане они успели принять участие в Русско-японской войне 1904–1905 годов.

В то же время один из передовых проектов подводных кораблей принадлежал американскому изобретателю ирландского происхождения Джону Холланду. Его лодки в 1900 году были приняты на вооружение флота США. Эти подводные корабли отличались высокой скоростью хода, хорошей мореходностью, точностью торпедной стрельбы, быстрее погружались, были более совершенны с технической точки зрения.

В сентябре 1903 года с фирмой Холланда был подписан договор сроком на 25 лет о праве строить по его проекту подводные лодки для российского военно-морского флота. Главное управление кораблестроения и снабжений Морского министерства в феврале 1904-го поручило Невскому судостроительному заводу изготовить пять подлодок типа «Холланд». 23 мая (10 по ст. ст.) 1904 года работы начались. Лодки строили по зарубежным чертежам из отечественных материалов, однако некоторые детали и узлы заказывали за границей, чтобы сократить сроки. Шла Русско-японская война, и подлодки требовались на Дальнем Востоке.

По плану все подлодки должны были быть построены к сентябрю 1904-го, но из-за отсутствия необходимого опыта работы затянулись. Первая лодка сошла на воду только в октябре 1904 года, ходовые испытания прошли в июне 1905-го, а в эксплуатацию все пять лодок были сданы лишь 7 июня (25 мая по ст. ст.) 1906 года. По традиции того времени все подлодки получили «рыбные» имена: «Щука», «Пескарь», «Белуга», «Стерлядь» и «Лосось». Еще раньше, в 1904 году в состав флота вошла однотипная подводная лодка «Фултон», которая в готовом виде была приобретена в США и получила в России название «Сом». Поэтому все подводные корабли, построенные по чертежам Холланда, относили к подлодкам проекта «Сом». В 1907-м была построена еще одна лодка этого типа — «Судак». 12 мая (29 апреля по ст. ст.) 1904 года в море недалеко от Владивостока подводная лодка «Сом» заметила японские корабли и стала готовиться к атаке. Однако японцы, заметив подлодку, обстреляли ее и ушли. Это было первое боевое применение подводной лодки в истории российского флота.

К началу Первой мировой войны пять подлодок типа «Сом» находилось на Балтике, две — в Севастополе. Их использовали в основном для дозора при подходе к морским базам. В 1916 году подлодка «Сом» затонула при столкновении со шведским пароходом, остальные шесть в 1918 году были захвачены германскими войсками и затем затоплены в 1919-м по решению стран Антанты. 

Создание лодок типа «Сом» позволило отечественным кораблестроителям ознакомиться с зарубежным опытом строительства подводных кораблей, а русским морякам — освоить их боевое применение. Подлодки проекта «Сом» стали значимым этапом в развитии отечественного подводного флота, который сейчас является одним из самых мощных в мире.

Дарданелльская победа адмирала Сенявина Далее в рубрике Дарданелльская победа адмирала Сенявина22 мая 1807 года русский флот адмирала Сенявина разгромил турецкие корабли в проливе Дарданеллы

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
История, политика и наука с её дронами-убийцами
Читайте ежедневные материалы на гуманитарные темы. Подпишитесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»