Петровский или Ладожский канал
Прорытие Ладожского канала. Фото: Wikipedia.org

Прорытие Ладожского канала. Фото: Wikipedia.org

4 апреля 1719 года царь Петр I лично начал строительство Ладожского канала, ставшего крупнейшим гидротехническим сооружением Европы XVIII века

Царь Петр I был великим реформатором во всех сферах жизни. Общеизвестны его военные и государственные нововведения, но не меньшую важность в русской истории сыграли его реформы в сфере транспорта и логистики. Именно Петр I впервые организовал единую транспортную систему, связавшую большую часть России — от Уральских гор по реке Каме до Волги, и далее по волжским притокам и озерам северо-запада страны до основанного на Балтике столичного Санкт-Петербурга.

До эпохи железнодорожного транспорта во всех странах на суше главными транспортными артериями были реки и искусственные каналы. Все иные транспортные средства — лошади, телеги, сани, кареты и т.п. — лишь дополняли их, существенно уступая в грузоподъемности. Например, в XVIII веке самая распространенная на Волге малая речная барка с экипажем в несколько человек брала 3 тысячи пудов груза — на дороге этот груз занимал свыше сотни подвод, то есть требовал не одну сотню лошадей и не менее ста человек. Обычная грузовая лодка на Волхове поднимала чуть более 500 пудов, легко заменяя двадцать телег.

Поэтому царь Петр приложил немало усилий для соединения русских рек системой каналов. Уже в 1709 году заработала Вышневолоцкая водная система, когда каналами и шлюзами связали реку Тверца, приток верхней Волги, с рекой Цной, по которой уже идет непрерывный водный путь через озеро Ильмень и Волхов к Ладожскому озеру и реке Неве до Балтийского моря. Так впервые появилась единая транспортная система от Урала и Каспия до стран Западной Европы.

Эта первая в русской истории единая водная транспортная система в XVIII столетии позволяла удобно торговать со странами Европы металлом уральских заводов, транзитными товарами из среднеазиатских стран с берегов Каспия, дарами самой великой реки Волги и многими иными товарами, которые было можно доставить по водам многочисленных рек центральной России.

Но у этой транспортной системы было одно «узкое место» — Ладожское озеро. Особенности Ладоги таковы, что даже в XX веке и в наши дни штормы и волны на этом огромном озере регулярно создают проблемы для судов. Шторма на Ладоге бывают опаснее морских, так как ладожская волна высокая (до 6 метров), но «короткая», крутая или «ломкая», как говорят моряки. При резких порывах ветра такая ладожская волна опасна даже современные морских судов.

Тем более сложная гидрография Ладоги была опасна для парусных судов и лодок прошлого. Этот участок единой водной системы являлся одним из самых трудных и опасных, частые штормовые ветра на озере стали причиной гибели сотен кораблей с грузом. В одном из указов царя Петра I в 1718 году было сказано: «Какой великий убыток на вся годы чинится на Ладожском озере… Одним сим летом с тысячу судов пропало…»

В итоге царь Петр решил создать канал, позволявший речным судам с грузами безопасно обойти Ладожское озеро вдоль его южного берега. Длина канала по проекту составляла 111 километров – таким образом задуманный искусственный водный путь становился крупнейшим гидротехническим сооружением Европы на начало XVIII века. Канал начинался около города Новая Ладога на реке Волхов и заканчивался в Шлиссельбурге, где Нева берет своё начало из Ладожского озера.

Для строительства канала планировалось привлечь крепостных крестьян, солдат и вольнонаёмный люд. Первые наброски проекта канала были сделаны лично Петром I.

Карта канала Императора Петра Великого. Фото: Johann Elias Grimmel/Wikipedia.org

Работа по строительству началась 4 апреля (22 марта по старому стилю) 1719 года. Здесь великий царь-реформатор так же приложил свою руку – Петр I лично наполнил землей первые три тачки и по дощатому настилу отвез их к месту будущей плотины.

В эпоху ручного труда такое огромное сооружение потребовало более 10 лет непрерывных работ. Царь неоднократно лично инспектировал ход строительства. В октябре 1724 года он проехал на ботике по готовой части канала от Новой Ладоги до деревни Дубно и обратно. Это была последняя поездка Петра I на канал, который его современники называли Петровским, а в наше время именуют Староладожским.

К моменту смерти царя Петра I на сооружении канала трудились 7 тысяч вольнонаемных работников и 18 тысяч солдат регулярной армии. Это была одна из крупнейших строек петровской эпохи, уступавшая по размаху и объему работ лишь строительству Петербурга и Кронштадта.

Создание канала было окончательно завершено к концу 1730 года, и уже весной следующего года была открыта первая безопасная навигация мимо Ладоги. Так начатый 4 апреля 1719 года лично царем Петром I крупнейший в Европе канал стал важнейшей транспортной артерией России вплоть до середины XIX века, когда пришла эпоха железнодорожного транспорта.

Первые гвардейские корабли Советского Союза Далее в рубрике Первые гвардейские корабли Советского СоюзаОни появились в один из самых тяжелых периодов Великой Отечественной войны — 3 апреля 1942 года

Комментарии

04 апреля 2016, 14:45
Ну вот - такие грандиозные проекты внедряли в жизнь, причём все вручную, с помощью лопаты, рычага, смекалки и крепкого словца...!
А сейчас ни кого палец о палец ударить не заставишь. Даже если гастарбайтеров загонишь стадо, то все равно ни чего дельного не выйдет - разрушится все уже через пару лет. Зато бюджетных средств профукают столько, что уж лучше бы ни чего не делали...! (((
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Расширяйте круг интересов!
Мы пишем об истории, обороне, науке и многом другом. Подписывайтесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»