Первый крупносерийный русский гидросамолет
Гидроплан М-5. Фото: topwar.ru

Гидроплан М-5. Фото: topwar.ru

25 апреля 1915 года состоялся первый боевой полет российской летающей лодки М-5

Создателем летающей лодки М-5 был талантливый конструктор Дмитрий Павлович Григорович (1883–1938). Первый гидросамолет серии «М» он разработал в 1913 году, причем произошло это отчасти случайно.

С 1912 года Григорович работал техническим директором первого в стране авиационного завода – «Первого российского товарищества воздухоплавания» в Петербурге. В то время, накануне Первой мировой войны для военно-морского флота закупали самолеты иностранного производства. Среди них был французский гидроплан марки «Доннэ-Левек». Летом 1913 года, во время одного из тренировочных полетов самолет был серьезно поврежден при нештатной посадке. Тогда ответственный за это происшествие капитан 2-го ранга инженер-механик Дмитрий Николаевич Александров обратился в «Товарищество воздухоплавания» с просьбой починить аппарат. На других заводах за работу просили от шести до шести с половиной тысяч рублей, что было по тем временам очень большой суммой, но Григорович с коллегами взялся за ремонт всего за 400 рублей. При этом авиаконструктор досконально изучил самолет и снял с него чертежи, чтобы потом строить собственные гидросамолеты.

«Доннэ-Левек» был восстановлен, а на его основе создана первая российская летающая лодка М-1 («Морской первый»). Так как в исходную французскую конструкцию были внесены серьезные изменения, самолет Григоровича во многом превосходил свой зарубежный прототип. Конструктор укоротил корпус, изменил форму крыльев, сделал киль на носу и на части днища фюзеляжа, что улучшило устойчивость на воде и «мореходные» качества гидроплана. Летные характеристики М-1 хоть и не стали выдающимися, но, по мнению знакомых с обоими самолетами пилотов, были все же выше, чем у «Доннэ-Левек». Российский двухместный гидросамолет был оснащен двигателем в 80 л.с., достигал максимальной скорости 90 км/ч и мог летать на расстояние до 100 км. Изготовление летающей лодки М-1 было закончено в декабре 1913 года, заводские испытания прошли в июне 1914-го.

Дмитрий Григорович

Дмитрий Григорович. Фото: topwar.ru

Вслед за первым гидросамолетом Григорович построил следующую летающую лодку — М-2. Она была мало похожа на М-1 и совсем не напоминала своего «прародителя» «Доннэ-Левек». Больше стали размеры и площадь крыльев, изменилась форма корпуса. Под хвостом приделали «лыжу» для более легкого отрыва от воды при взлете. М-2 была построена летом 1914 года, а вскоре появилась новая модификация — М-3, отличающаяся от предшественницы в основном формой крыльев. Следующая модель М-4 прошла успешные испытания на Черном море и была заказана для флота в количестве четырех экземпляров. Но самой удачной по своим летным и мореходным характеристикам оказалась летающая лодка М-5.

Прежде всего, гидросамолет М-5 отличался хорошими летными и мореходными качествами. Взлетно-посадочной «полосой» для этого аппарата могла стать любая водная поверхность при высоте волны до 50 см. Мотор мощностью в 100 л.с. позволял развивать скорость до 105 км/ч. Максимальная высота полета составляла 3300 метров, продолжительность полета — 4 часа.

Большое внимание конструктор уделил прочности корпуса. Он, как и у других самолетов такого типа в то время, состоял из деревянного каркаса, обшитого фанерой: более толстой на днище и потоньше — на бортах.

Первая летающая лодка М-5 была сделана весной 1915 года, и 25 (12 по ст. ст.) апреля она совершила первый боевой вылет. Использовалась М-5 в качестве морского разведчика и как учебная машина. Ее вооружение состояло из пулемета и нескольких бомб. На самолетах-разведчиках, кроме того, применяли радиотелеграфные станции и фотоаппараты.

Самый известный случай боевого применения летающих лодок М-5 во время Первой мировой войны — бомбардировка турецкого порта Зонгулдак 6 февраля (24 января по ст.ст.) 1916 года, при которой летчикам удалось потопить вражеский транспорт «Ирмингард». Эта воздушная атака показала, что морская авиация стала грозной военной силой. Успех гидросамолетов был таков, что в 1916 году на Черном море была образована воздушная дивизия, а в состав Черноморского флота вошли четыре авианесущих корабля (они перевозили воздушные лодки, взлет и посадка осуществлялись с воды).

В Советском Союзе М-5 использовались до середины 1920-х, на них в Военно-морской школе авиации в Севастополе обучали летчиков. Известно, что в 1925 году в составе сил авиации значилось 22 учебных гидроплана М-5.

Летающая лодка М-5 стала первым крупносерийным гидросамолетом в России. По некоторым данным, ее выпуск продолжался до 1923 года, всего за это время было изготовлено около 300 самолетов.

Гидроплан М-5 превзошел многие зарубежные аналоги и оказался настолько удачным, что аппараты конструкции Григоровича стали образцом для создания аналогичных самолетов в Соединенных Штатах Америки. Разработка летающей лодки М-5 вывела Россию в число лидеров в области морской авиации.

Первая межпланетная Далее в рубрике Первая межпланетная24 апреля 1927 года открылась Первая мировая выставка моделей межпланетных аппаратов, ставшая важным шагом к космическим полетам

Комментарии

24 апреля 2016, 22:44
Глядя на паводок в Вологде, пора возобновлять производство этих замечательных машин...
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте самое важное в вашей ленте
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»