Новости – Русские победы
Русские победы
Первый автобус
Фото: copypast.ru
18 апреля 1922 года в Москве начали курсировать первые пассажирские автобусы — в нашей стране впервые появились городские автобусные перевозки пассажиров
17 апреля, 2016 00:00
5 мин
В середине XIX века в Европе начался бум развития городского общественного транспорта — появились первые конные омнибусы, трамваи, затем метро. Такой опыт просто не мог игнорироваться другими странами, заинтересовал он и пионеров технического прогресса в России. 28 мая 1889 года подпоручик А.Н. Неёлов подает в Петербургскую городскую думу прошение о создании в столице общественного «моторно-омнибусного» транспорта. В то время во всем мире было построено только лишь около десятка автомобилей с двигателем внутреннего сгорания, поэтому подпоручика сочли сумасбродом и отказали в прошении.
Тем не менее, по прошествии семи лет в Германии фирмой Benz был разработан такой моторный «омнибус» (термин происходит от латинского «всеобщий»), предназначенный для перевозки пассажиров по улицам города. И снова петербуржцы П.В. Зубковский и П.И. Волков предлагают властям открыть маршрут омнибусов по Невскому проспекту, но опять не находят поддержки. По улицам города продолжают курсировать двухъярусные конки, предшественники трамвая.
Энтузиасты, радеющие за создание «самодвижущегося» транспорта в российской столице, проявляли инициативу еще не раз. И только в 1901 году, когда инженером В.И. Романовым был создан первый отечественный «омнибус», идею о запуске в Петербурге по городским маршрутам экспериментальных автобусов решили претворить в жизнь.
Прежде чем выпустить творение Петербуржской экипажной фабрики на улицы города, специально созданная комиссия должна была протестировать его в условиях снега на зимних дорогах и проверить преодоление препятствий в виде рельсов конных и железных дорог. Получив высокую оценку комиссии, 27 июня 1901 года Городская управа все-таки выдала разрешение на открытие регулярного движения омнибусов в столице.
Но осуществить эту передовую идею тогда так и не удалось из-за финансовых трудностей. Для внедрения многих передовых идей русских изобретателей и инженеров в те годы не хватало подготовленных специалистов. К тому же городские власти Петербурга просто побоялись допустить ситуацию, при которой новый вид общественного транспорта составит конкуренцию привычной «конке» (рельсового трамвая на конной тяге). Прозвучали также отговорки по поводу недостаточной ширины улиц и создания помех городской конной полиции.
В итоге в 1907 году вместо «моторных омнибусов», как раньше именовали автобусы, по улицам Санкт-Петербурга пошел первый электрический трамвай. Лишь в Москве в том году граф Шереметьев приобрел два автобуса германской фирмы «Даймлер», используя их для перевозки пассажиров только в летней сезон в районе Останкино, который тогда считался находящимся за границей города.
Начавшаяся Первая мировая война, а затем революция 1917 года и последовавшие за ней события надолго отодвинули любые планы по переводу общественного транспорта на двигатель внутреннего сгорания. Только в 1922 году советская власть, уже в новой столице — Москве решила открыть первый автобусный маршрут для перевозки пассажиров.
Часть первых автобусов была закуплена в Англии у фирмы Leyland, а часть произведена в России: к этому времени на московском автозаводе АМО (завод Автомобильного московского общества, позже известен как ЗИС, а затем ЗИЛ) инженер Иван Федорович Герман уже спроектировал и построил первый серийный отечественный автобус.
Шасси этого автобуса было заимствовано у американских грузовиков марки «Уайт», кузовная часть была открытой, кабина водителя была изолирована о пассажирской части. Попасть в автобус можно было по лестнице, установленной сзади шасси, и поначалу билеты продавались по баснословной цене в четверть миллиона рублей — именно такие цены тогда были в Москве из-за гиперинфляции, начавшейся в годы Гражданской войны.
Но, несмотря на все технические и экономические трудности, 18 апреля 1922 года на улицы Москвы выехали сразу 40 первых автобусов.
Теперь перед инженерами появилась новая задача: сделать машины закрытыми, доступными как по удобству, так и по цене для всех слоев населения. Лишь через два года были установлены официальные и регулярные маршруты их движения. Первым в нашей стране постоянным автобусным маршрутом стала линия Каланчевская площадь — Тверская застава. Этот маршрут был разбит на 4 станции и 13 остановок. Всего первый автобусный маршрут в нашей стране имел протяженность 8 верст, которые автобус преодолевал за 25–27 минут.
К тому времени автобусный парк Москвы увеличился, интервал ожидания между автобусами сократили до 6–8 минут, а стоимость проезда одной станции установили в 10 копеек (впрочем, здесь главную роль сыграло не увеличение числа машин, а проведенная за это время в стране удачная финансовая реформа).
1 июля 1926 года дождался своей первой автобусной линии и Петербург, ставший к этому времени Ленинградом. Сначала автобусов не хватало. Выстраивались длинные очереди, чтобы попасть в автобус, который вмещал всего 24 пассажира и ехал со скоростью лишь 30 км/ч. Только к концу 1927 года стало легче – в Ленинграде появился удобный кольцевой маршрут протяженностью 56 км, на нем работало уже 17 машин.
С начала 30-х годов XX века автобусные маршруты появляются и в других областных центрах Советского Союза. Но первенцем по количеству машин и маршрутов остается именно Москва, где привычный нам всем и в XXI столетии вид транспорта впервые появился на свет 18 апреля 1922 года.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости