Первое знакомство с Ил-18
Самолет Ил-18 перед полетом. Фото: Портер Лев, Преображенский Сергей/ТАСС

Самолет Ил-18 перед полетом. Фото: Портер Лев, Преображенский Сергей/ТАСС

20 апреля 1959 года состоялся первый рейсовый полет легендарного самолета Ил-18

Ил-18 в 1960–1970-е был самым массовым самолетом советской гражданской авиации. На его счету множество рекордов, в том числе по дальности и высоте полета, топливной экономичности. Он стал первым советским самолетом, изначально спроектированным как гражданская машина. Ил-18 стал первым пассажирским лайнером, который в декабре 1961 года совершил перелет из Москвы в Антарктиду.

В апреле 1945 года, когда подходила к концу Великая Отечественная война,  ОКБ-240 под руководством Сергея Владимировича Ильюшина начало работу над новым пассажирским самолетом Ил-18. Он создавался как высотный лайнер с поршневыми двигателями, который мог работать на дальних (до 5000 км) рейсах. Предполагалось, что самолет, рассчитанный на 60–65 пассажиров, будет летать на высоте до семи с половиной километров со скоростью 450 км/час. Прототип был разработан и отправился в первый испытательный полет 17 августа 1946 года. Но из-за того, что разработчикам не удалось получить для своей машины необходимые моторы, испытания не удалось довести до конца, и в начале 1950-х работы над этим самолетом были прекращены.

Вскоре появились новые газотурбинные двигатели (имевшие две версии: турбовинтовые и турбореактивные). Применение таких двигателей позволяло увеличить скорость и высоту, повысить надежность и безопасность полета, брать на борт больше пассажиров. Поэтому у Ильюшина возникла идея создать такой экономичный лайнер, стоимость полета на котором была бы не больше цены проезда в железнодорожном купе. В 1956 году начались работы по созданию самолета.

Уже в следующем году был изготовлен рабочий экземпляр: 4 июля 1957 года новый самолет впервые отправился в испытательный полет.  Разработка «нового» Ил-18 завершилась так быстро, потому что авиаконструкторы использовали достижения и наработки, полученные в ходе работы над «первым» Ил-18 со старыми поршневыми двигателями.

Круглый в сечении фюзеляж лайнера делился плоскостью пола две части. В верхней находились кабина экипажа, пассажирский салон, бытовые и санитарные помещения, в нижней располагались багажные и грузовые отделения.

С учетом своего предназначения для дальних перелетов Ил-18 обеспечивал хорошие условия для пассажиров. В самолете была использована система кондиционирования воздуха, которая поддерживала комфортную температуру в салоне — около 200С. Были применены решения, сейчас уже ставшие вполне привычными, но в 1950-е считавшиеся новаторскими. Так,  каждый пассажир получил отдельную вентиляцию и индивидуальную лампочку, кресла имели откидывающиеся спинки со съемными столиками. В самолете был предусмотрен буфет, удобные туалетные комнаты.

Большое внимание при разработке Ил-18 уделялось надежности и безопасности полетов. Лайнер мог нормально летать при отказе одного или двух двигателей. Ил-18 отличала передовая противопожарная система, повышенная прочность многих агрегатов, наличие радиолокатора, сообщающего о препятствиях: горах, высоких зданиях, встречных самолетах, атмосферных фронтах. Навигационные системы позволяли выполнять полет и сажать самолет при недостаточной видимости, в плохую погоду.

Ил-18 не требовал длинной взлетно-посадочной полосы, его шасси позволяли садиться даже на грунтовую поверхность.

20 апреля 1959 года лайнер первый раз вышел в рейс на маршрутах из Москвы в Адлер и Алма-Ату. Крейсерская скорость лайнера составляла 625 км/ч (максимальная — 685 км/ч), потолок высоты — 10 000 м, дальность полета с полной загрузкой — 4300 км. Если опытный образец Ил-18 был рассчитан на 75 пассажиров, то следующая, серийная модификация — Ил-18А — вмещала уже 89 человек. В середине 1960-х конструкторы разработали Ил-18Е, на борту которого могли разместиться 120 пассажиров. Последняя пассажирская версия — Ил18Д — отличалась усовершенствованными двигателями и дополнительными топливными баками, благодаря которым была увеличена дальность полета.

Самолет оказался настолько удачным и востребованным, что в 1960 году за его создание С.В. Ильюшин и его коллеги были отмечены высокой наградой — Ленинской премией.

Кроме пассажирских самолетов, были созданы специальные модификации Ил-18: противолодочный самолет Ил-38, самолет радиоэлектронной борьбы Ил-20, самолет для ледовой разведки Ил-24  и даже летающий командный пункт Ил-22.

До середины 1970-х Ил-18 был самым массовым дальне- и среднемагистральным самолетом в СССР. Всего построили 719 таких самолетов, из них 564 пассажирских. В большом количестве Ил-18 поступал на экспорт, использовался авиакомпаниями Польши, Румынии, Венгрии, Восточной Германии, Кубы, некоторых африканских стран, за рубеж было поставлено свыше 100 самолетов.

Лайнерам Ил-18 ставили памятники, списанные машины использовали как детские кафе и кинотеатры.

В России пассажироперевозки на Ил-18 были прекращены только в 2002 году.

День первого присоединения Крыма к России Далее в рубрике День первого присоединения Крыма к России19 апреля 1783 года был издан манифест императрицы Екатерины II о присоединении Крыма к Российской империи

Комментарии

19 апреля 2016, 14:24
Ресурс машин впечатляет. разработанные в послевоенное время, быстро модернизированы при приемлемом сочетании цена-качество.
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
История, политика и наука с её дронами-убийцами
Читайте ежедневные материалы на гуманитарные темы. Подпишитесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»