Первая железная дорога в России
«Поезд Царскосельской железной дороги». Гравюра — К.П. Беггров

«Поезд Царскосельской железной дороги». Гравюра — К.П. Беггров

15 апреля 1836 года обнародован указ царя Николая I о начале сооружения Царскосельской железной дороги — первой железной дороги в России

В последнем десятилетии XVIII века закономерным шагом в развитии науки и техники стало создание парового двигателя. Паровая машина принесла техническую революцию во многие отрасли промышленности и народного хозяйства.

Рельсовые пути из дерева на конной тяге использовались в шахтах еще в Средние века. Первая же в мире настоящая железная дорога общего пользования с паровой тягой была построена в Англии в 1825 году и имела протяженность 26 миль. Первая железная дорога между крупными городами была открыта через пять лет, соединив в Англии промышленный центр Манчестер с портовым городом Ливерпуль.

Почти одновременно массовое железнодорожное строительство началось в других странах Западной Европы и в США. В Россию железная дорога пришла в 30-х годах ХIХ века, когда в Петербург по приглашению российского правительства прибыл профессор Венского политехнического института Франц Антон Герстнер, имевший опыт строительства железной дороги в Австрии длиной 131 км. Свою деятельность по развитию железнодорожного дела в России он начал с изучения условий сбыта продукции горнодобывающей промышленности и обзора путей сообщения. По итогам этого анализа Герстнер доложил царю Николаю I о необходимости строительства железных дорог в России.

В ближайшем окружении русского императора не было единого мнения по поводу начала дорогостоящих строительных работ. С одной стороны, железная дорога содействовала бы развитию торговли и мануфактурной промышленности, а с другой, русские морозы, снега и метели тогда многим казались непреодолимым препятствием для их эксплуатации. Но опять-таки сравнительно ровная местность в европейской части страны позволяла с успехом использовать паровую тягу. Профессор Герстнер, кроме того, отстаивал политические мотивы, подчеркивая военно-стратегическую значимость железных дорог.

«Нет такой страны в мире, где железные дороги были бы более выгодны и даже необходимы, чем в России, так как они дают возможность сокращать большие расстояния путем увеличения скорости передвижения…» — говорил Герстнер и, таким образом, смог убедить русского царя.

15 апреля 1836 года Николай I обнародовал указ о строительстве первой железной дороги в России. Решено было начать преображение отечественной транспортной системы с укладки одной линии от Петербурга до Царского Села, Павловска и Колпино с дальнейшим ее продлением от Петербурга до Москвы. Первую железную дорогу назвали Царскосельской.

Экономическая ситуация в те времена в стране была не в пользу затратных нововведений, и строительство стало возможным лишь за счет привлечения акционеров. Царь решил создать акционерное общество, действующее на все время строительства железной дороги. Необходимый капитал в 3 млн рублей собрали в течение шести месяцев.

Несмотря на то что с 1833 году уже имелся опыт строительства отечественных паровозов благодаря отцу и сыну Черепановым, локомотивы и вагоны для Царскосельской железной дороги закупили в Англии и Бельгии. Первые вагоны скорее напоминали повозки разных видов и назывались соответственно: «шарабаны», «берлины», «дилижансы», «ваггоны». Всего к открытию первой железной дороги в Россию поступили 6 паровозов, 44 пассажирских и 19 грузовых вагонов из Англии и Бельгии.

Отправление первого поезда на Царскосельской железной дороге. Гравюра XIX века

Первые рельсы также были заграничного изготовления. Единственными изменениями, которые вносились на Александровском заводе в Петербурге, были работы по увеличению размера колеи с принятых в Европе 1435 мм до 1829 мм — размах и просторы России требовал более широкой и мощной колеи. Впоследствии стандарт колеи «русской» железной дороги на основе практического опыта уменьшат до 1524 мм.

Первая в нашей стране одноколейная железная дорога общего пользования была протяженностью всего 27 км. Через полтора года после начала строительства, 30 октября 1837 года, в 2 часа 30 минут пополудни пассажирский поезд из восьми вагонов, ведомый локомотивом Стефенсона, преодолел путь от Петербурга до Царского Села за 35 минут. Первый паровоз получил собственное имя — «Проворный», а машинистом первого поезда стал сам инженер Герстнер. Среди первых пассажиров присутствовал император со свитой.

В память этого события Николаем I была учреждена специальная медаль с изображением паровоза и надписью: «Первая железная дорога от Санкт-Петербурга до Павловска». В первые три дня функционирования дороги даже было разрешено бесплатно ездить на паровозе и поезде всем желающим — многими такая необычная дрога воспринималась поначалу как увеселительная заморская новинка.

На следующий день после начала функционирования Царскосельской железной дороги газета «Санкт-Петербургские ведомости» с восторгом писала: «Шестьдесят верст в час, страшно подумать... Между тем вы сидите спокойно, вы не замечаете этой быстроты, ужасающей воображение; только ветер свистит, только железный конь пышет огненною пеною, оставляя за собой белое облако пара. Какая же сила несет все эти огромные экипажи с быстротою ветра в пустыне; какая сила уничтожает пространство, поглощает время? Эта сила — ум человеческий!».

Царскосельская железная дорога стала шестой крупной железной дорогой общего пользования на Европейском континенте. Более десяти лет она являлась единственной в России и полностью оправдала себя как транспортное и экономическое предприятие.

Даже после начала массового железнодорожного строительства в России первая, Царскосельская дорога оставалась самостоятельной среди всех иных железных артерий страны — от Варшавской до Транссиба. И только в начале 1900 года Царскосельская «железка» прекратила свое существование как самостоятельное подразделение, будучи включенной в состав Московско-Рыбинской железной дороги. Но дата начала строительства первой в нашей стране железнодорожной трассы — 15 апреля — навечно вошла в историю России.

Рождение РЭБ Далее в рубрике Рождение РЭБ15 апреля 1904 года при обороне Порт-Артура русскими войсками впервые применены радиопомехи 

Комментарии

14 апреля 2016, 15:46
Порадовало название первого паровоза - Проворный) отлично считаю, надо запомнить словечко
15 апреля 2016, 11:59
Бочка-топка с углем, труба, два поршня, нехитрый рычажно-колесный механизм и вперёд...! ))
Эх, прокачу! С ветерком! ))
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте только самое важное!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»