Без дыма и гари
Пуск первой электрички по линии Баку – Сабунчи. Фото: про-электропоезда.рф

Пуск первой электрички по линии Баку – Сабунчи. Фото: про-электропоезда.рф

6 июля 1926 года в Советском Союзе открыта первая электрифицированная линия железной дороги (Баку-Сабунчи)

В наши дни, когда гудящие облачками белого дыма паровозы стали редкостной ретроэкзотикой, даже сложно себе представить, сколь огромное значение для страны имела открытая 6 июля 1926 года первая электрифицированная ветка железной дороги Баку-Сабунчи. Она была совсем небольшой — всего 19 км и тянулась к бакинскому пригороду, но зато теперь железнодорожники уже не зависели от регулярной необходимости поить паровоз водой и кормить его углем.

Первые проекты электрификации отечественных железных дорог  разрабатывались еще в начале XX столетия. Был выбран ряд перспективных маршрутов и даже построена пара электростанций вблизи столицы для бесперебойного снабжения током электровозов на линии Санкт-Петербург—Петергоф, но... началась Первая мировая, а затем в хаосе революционных бурь и гражданской войны всем было явно не до этих проектов. К началу третьего десятилетия прошлого века, когда междоусобицы и распри постепенно утихли, а возродившийся, словно сказочная птица Феникс, из рассыпавшейся на множество осколков Российской империи, СССР уверенно набирал силу и мощь, к проектам электрификации железных дорог вернулись вновь.  

Выбор закавказского участка для строительства первой в стране электрифицированной линии был обусловлен, прежде всего, экономическими причинами: от столицы советского Азербайджана железнодорожная ветка тянулась к его пригороду Сабунчи. А оттуда было уже рукой подать до Апшеронского полуострова с его нефтепромыслами. Любопытно, что переводить на электроснабжение стали первую на территории Азербайджана железную дорогу, сооруженную еще в 1880 г. В условиях жаркого и влажного климата паровозы требовали особого внимания, а постоянное электроснабжение даже этого относительно небольшого участка пути значительно повысило интенсификацию доставки рабочих на промыслы. Так, скорость движения на первой в СССР электрифицированной дороге возросла по сравнению с паровозной тягой в 2,5 раза!  К тому же, в отличии от паровозов, электропоезда были малошумными, имели более плавный ход и совсем не загрязняли окружающую среду. Оценив неоспоримые преимущества электрической тяги, практически сразу же на нее перевели и участок от Сабунчи до нефтеносных Сурахан. Кстати, именно в них еще в середине XIX в. был построен первый в мире нефтеперегонный завод.

Электропоезда для первой в стране железной дороги, которой не нужны были паровозы, разработали на подмосковном Мытищинском вагоностроительном заводе. За основу были взяты выпускавшиеся здесь же трамваи: как электрический транспорт они отлично зарекомендовали себя в Российской империи еще с конца XIX столетия, а с началом нового века их роль и значение в качестве скоростного общественного транспорта в густонаселенных городах только возрастала.

...Так c небольшого азербайджанского участка Баку-Сабунчи началась история не только электрификации железных дорог СССР, но и история советских электричек — быстрого и удобного пригородного сообщения. Уже через года подобная ветка была открыта между Москвой и Мытищами. На необъятных просторах страны развернулась масштабная реформа железнодорожного хозяйства по переводу его на электрическую тягу.
 

Последний прорыв Далее в рубрике Последний прорыв6 июля 1917 года русская армия под руководством генерала Корнилова нанесла последнее крупное поражение австро-немецким войскам

Комментарии

05 июля 2016, 12:11
Сколько труда было вложено, сколько надежд...
05 июля 2016, 19:31
Прекрасный пример сотрудничества России и Азербайджана, хоть мы тогда и были единым государством! Хорошо, что такой опыт мы смогли сохранить и в наши дни
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Не пропустите лучшие материалы!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»