Первый удар «пешки»
Бомбардировщик Пе-2. Фото: historicwings.com

Бомбардировщик Пе-2. Фото: historicwings.com

2 июля 1941 года в ходе авиаудара по нефтепромыслам в Плоешти (Румыния) впервые в бою был использован самолет Пе-2 — самый массовый пикирующий бомбардировщик советской авиации во время Великой Отечественной войны

Плоешти — город, который находится недалеко от Бухареста, с XIX стал крупным центром нефтедобычи. Во время Второй мировой войны он был важным источником топлива для гитлеровской армии. Поэтому после уже в июле 1941 года район Плоешти стал одной из главных целей советской авиации. 2 июля 1941 года в налетах на румынские нефтепромыслы впервые приняли участие новые самолеты — Пе-2. В ходе бомбардировок они вывели из строя два нефтеперерабатывающих завода, уничтожили более 100 тыс. тонн горючего и сбили два вражеских самолета.

Разработка Пе-2 началась в середине 1938 года под руководством генерального конструктора Владимира Михайловича Петлякова, который в то время находился в заключении по обвинению во вредительстве. Но первоначально Владимир Михайлович создавал не пикирующий бомбардировщик, а высотный истребитель, который назывался ВИ-100 и должен был летать на высоте до 12 тыс. километров. 1 мая 1940 года истребитель «100» показали в полете над Москвой. Однако в то время очень остро стояла проблема точности бомбометания, которое могли обеспечить только пикирующие бомбардировщики. Поэтому В.М. Петляков получил задание сделать на основе «сотого» именно такой самолет. Так появился Пе-2.

Благодаря своей «истребительной» родословной Пе-2 получился на редкость «универсальным» и удачным. Самолет имел два винта и, соответственно, два мотора. Его максимальная скорость составляла 540 км/ч, он был достаточно скоростным для своего времени и мог соревноваться с истребителями. Благодаря своей быстроходности и маневренности Пе-2, особенно когда летел без бомб, был способен успешно выдержать воздушный бой или уйти от перехвата. Летать Пе-2 мог на высоте почти до 9 километров при максимальной дальности 1300 километров. Экипаж состоял из трех человек — пилота, штурмана и стрелка-радиста, который мог вести огонь из пулеметов, расположенных под фюзеляжем. У штурмана был свой пулемет, защищавший самолет с задней стороны. Весь экипаж находился внутри бронированной кабины, а остекление обеспечивало отличную видимость.

Новым словом в советском авиастроении того времени на Пе-2 было то, что многие системы самолета имели не механическое, а электрическое, значит — более удобное для экипажа управление. Известно, что в конструкции самолета было использовано около 50 электромоторов, которые приводили в действие различные механизмы.

Самолет мог нести до тонны бомб, в 1943 году его вооружение было усилено крупнокалиберными пулеметами. Сбитые Пе-2 немецкие летчики подтверждали, что этот самолет, хотя и является бомбардировщиком, опасен для германских истребителей.  За разработку Пе-2 его создатель, конструктор В.М. Петляков, получил Сталинскую премию I степени, что было в то время большой и очень престижной наградой.

На фронте Пе-2 часто называли просто «пешкой». Применялась «пешка» для точных ударов по складам, базам, транспортным узлам, скоплениям техники и автотранспорта. Во время Великой Отечественной войны, учитывая «универсальный» характер самолета, его применяли и как бомбардировщик, и как разведчик, и как истребитель. Выполняли «пешки» боевые задачи в составе морской авиации. Эти самолеты стояли на вооружении советской авиации до 1946 года. Возможно, что «пешку» могли бы модернизировать и она смогла бы получить «новую жизнь», но ее главный конструктор В.М. Петляков трагически погиб в авиакатастрофе 12 января 1941 года.

Пе-2 серийно производили на заводах в Москве, Казани и Иркутске. Всего с 1940 по 1945 год было построено свыше 11 тыс. самолетов Пе-2. Они бомбили Берлин, участвовали в войне на Дальнем Востоке, были грозным оружием советской авиации во время Великой Отечественной войны.

Летающая лодка Далее в рубрике Летающая лодка2 июля 1948 года состоялся первый полет уникального советского самолета-амфибии: летающей лодки Бе-6

Комментарии

02 июля 2016, 22:42
Читал, что англичане на своих истребителях назхначенные в конвой ПЕ-2 (кольский полуостров) от нее отстали.
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте только самое важное!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»