Паровоз «Феликс Дзержинский» - построен по заказу партии
Фото: wikimedia

Фото: wikimedia

ФД был спроектирован и построен в рекордно короткие сроки

Промышленный рост, в который Россия вошла в начале XX века, был прерван Первой мировой войной, революцией 1917 года и Гражданской войной.

Показатели царского времени удалось восстановить лишь в 1928 году. В стране с привлечением западных капиталов строились новые заводы и реконструировались старые.

Большая реконструкция прошла и на Луганском машиностроительном заводе, основанном в 1896 году. Техническая оснащенность реконструированного завода, лучшая на тот момент в мире, позволила приступить к выпуску мощного грузового паровоза типа 1-5-1  (паровоз с пятью движущими осями в одной жесткой раме, одной бегунковой и одной поддерживающей осями).

Для советских инженеров и конструкторов работа над таким мощным паровозом стала первой подобного рода. Поэтому они опирались на опыт американских коллег и их разработки паровозов ТА и ТБ, выполненные по заказу советского правительства.

Поскольку железнодорожный транспорт являлся «слабым звеном» в советской промышленности, и от создания локомотива нового типа зависело очень многое, за процессом проектирования пристально наблюдали партийные товарищи из Москвы. Под чутким руководством партии коллектив инженеров завершил технически сложный проект за сто рабочих дней, к 10 августа 1931 года.

Строительство первого паровоза поручили Луганскому заводу, ударным трудом, используя модернизированную схему труда, в рекордные 70 дней рабочие собрали паровоз. Паровоз назвали в честь первого народного комиссара путей сообщения СССР Феликса Дзержинского.

Мощность «железного Феликса» вдвое превышала мощность его предшественника паровоза ЭУ при увеличении сцепного веса от 30 до 43%. Сила тяги, развиваемая на ободе колес, свыше 22 тонны, что позволяла вести поезд весом на 40% больше, чем паровозами серии ЭУ, при одновременном увеличении скорости в 1,5 раза. Такая скорость значительно увеличивала пропускную способность железных дорог.

После демонстрации в Луганске, паровоз повез специальный состав с делегацией рабочих Луганского завода в Москву. Близилась очередная годовщина Октябрьской революции, и новый мощный паровоз должен был стать одним из главных символов Октября. 6 ноября 1931 года паровоз торжественно встречали Григорий Орджоникидзе, Клим Ворошилов и другие представители правительства.  

После тщательных испытаний, и устраненных недоработок, в августе 1932 года ФД был запущен в серийное производство. Спроектированный и построенный ФД кардинально изменил советскую школу паровозостроения.

В 1934 году Съезд победителей признал ФД основной единицей товарного паровозного парка второй пятилетки.

Всего за 11 лет, с 1931 по 1941 годы на Луганском (Ворошиловградском) и на Улан-Удинском заводах (было достроено несколько штук) было построено 3213 локомотивов. Еще долгое время паровозы «Феликс Дзержинский» оставался визитной карточкой Советского Союза.

Николай Северцов – русский исследователь Памира и Тянь-Шаня Далее в рубрике Николай Северцов – русский исследователь Памира и Тянь-ШаняВо второй половине XIX веке русский путешественник Северцов был кумиром молодежи Читайте в рубрике «Умная Россия» Смерть в стиле ЭКОУченые предложили лучший способ захоронения людей после смерти Смерть в стиле ЭКО

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях. Только экспертный взгляд на события
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»