«Опыт» - сын ошибок трудных
«Опыт» - сын ошибок трудных

9 октября 1861 года на воду была спущена канонерская лодка «Опыт», первый в российском флоте корабль с броневой защитой

Крымская война, в которой проявились отвага и мужество русского солдата и моряка, в то же время выявила слабые стороны армии и флота. Военные историки прямо говорят, что эта война «показала полную его [флота] несостоятельность и в материальном отношении, и в подготовке к искусству ведения морской войны личного состава».

Перед Россией стояла большая задача по переустройству флота и замене устаревшего парусного деревянного флота на паровой. Боевые действия на море в Крымской войне обнаружили уязвимости деревянных судов от снарядов корабельной артиллерии и зажигательных гранат.

Корабельный инженер Степан Чернявский, руководитель программы кораблестроения в период перехода к железным броненосным судам, разработал проект железной канонерской лодки с носовым 196-мм гладкоствольным орудием, прикрытым броневым бруствером толщиной 114 мм.

Строительство нового корабля началось в мае 1861 года на столичном заводе Карра и Макферсона, работами руководил инженер Прохоров. И уже в 27 сентября (9 октября) этого же года корабль был спущен на воду. Поскольку он являлся первым кораблем Российского императорского флота, при строительстве которого в определенной степени был учтен опыт Крымской войны и на нем установлена броня, создатели дали ему имя «Опыт».

Броня корабля защищала единственное 196-мм бомбическое орудие и прикрывала котлы и механизмы.

Лодка водоизмещением 270 тонн, длиной 39 метров, шириной 6,8 метров была зачислена в состав Гвардейского экипажа в 1862 году. «Опыт» в соответствии с названием стал тестовым образцом: на нем проводили испытания шестовых мин и шеста, на котором крепилась мина.

Предполагалось, что корабль станет выполнять ту же функцию, что и береговая артиллерия, и будет вести огонь со стационарной позиции. Испытания, в ходе которых орудие «Опыта» потопило шхуну «Метеор», позволило экспертной комиссии сделать следующее заключение: «...идея миноносных панцирных судов доставляет возможность иметь сильное оружие из всех до сих пор придуманных... Заряд в один пуд производит страшные разрушения в неприятельском судне, при совершенной безнаказанности от этого для минного судна...».

В 1875 году на «Опыте» испытывались приборы автоматического управления стрельбой системы Давыдова, в 1883 году корабль, переименованный в «Мину», тестировал торпеды, минные заграждения, запалы различных систем и других вспомогательных устройств, в 1901 году судно принимало участие в опытах Попова по налаживанию радиосвязи между кораблями.

Во время Первой мировой войне корабль обеспечивал навигационную безопасность плавания кораблей и судов в Финском заливе.

После октябрьского переворота корабль вошел в состав Красного Балтийского Флота, в 1922 году был продан Финляндии на металлом. 

Вежливые люди в Берлине Далее в рубрике Вежливые люди в Берлине9 октября 1760 года русские войска приняли капитуляцию Берлина и заняли столицу Пруссии Читайте в рубрике «История» Дарья Салтыкова – самая известная садисткаДело за расследованием преступлением кровавой барыни находилось на личном контроле Екатерины II Дарья Салтыкова – самая известная садистка

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте только самое важное!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»