Олег Антонов – гениальный русский авиаконструктор
Олег Антонов – гениальный русский авиаконструктор

7 февраля 1906 года родился русский авиаконструктор Олег Константинович Антонов

В год его рождения пионер авиации Альберто Сантос-Дюмон на планере «Стрекоза» совершил первый публичный полет в Европе. Русские не отставали, в Москве, Одессе, Киеве, Петербурге и других городах открываются аэроклубы и общества воздухоплавателей, строятся мастерские и авиастроительные заводы.

Россия стала первой в мире страной, в которой под руководством Игоря Сикорского, были построены тяжелые самолеты. Дело, заложенное в имперской России, будет продолжено в СССР, наша страна с 1925 года откажется от зарубежных закупок, авиапарк гражданской и военной авиации начнет формироваться из машин отечественного производства.

Советские летчики будут летать на самолетах, сконструированные Николаем Поликарповым, Андреем Туполевым, Сергеем Ильюшиным, Артемом Микояном, Семеном Лавочкиным, Александром Яковлевым, Михаилом Гуревичем и Олегом Антоновым.

Свою жизнь с авиацией Антонов решил связать в шестилетнем возрасте, увлеченный рассказом двоюродного брата о полетах знаменитого летчика Луи Бле­рио. К этому же времени относятся его первые опыты авиамоделизма, первую модель самолета Олег собрал из подручных средств. Увлечение авиацией продолжалось во время учебы в саратовском реальном училище, где юноша возглавил «Клуб любителей авиации». Здесь же он выиграл всесоюзный конкурс, объявленный московским клубом «Парящий полет» и журналом «Смена» по созданию проекта планера.

По непонятной причине, несмотря на имеющуюся рекомендацию руководителя саратовского Общества друзей воздушного флота (ОДВФ), «оказать всемернейшее содействие в поступлении в одно из учебных заведений», 18-летний Антонов смог поступить лишь на путейский факультет Саратовского университета, а после закрытия этого факультета учебу продолжил на корабельном факультете (отделение гидроавиации) Ленинградского политехнического института. В Ленинграде Антонов был избран секретарем технического комитета ОДВФ и стал инструктором авиамодельного кружка на заводе имени Урицкого.

По окончании в 1930 году института Олег Константинович возглавил Центральное бюро планерных конструкций Осоавиахима. У молодого выпускника был серьезный опыт их конструирования: саратовский «Голубь», ОКА-2, ОКА-3, «Стандарт-1», «Стандарт-II», «Город Ленина». В бюро Антонов работал рядом с Сергеем Королевым, возглавившим отдел «реактивщиков» - группу изучения реактивного движения. Оба начинали с планеров, впоследствии Антонов перешел к созданию самолетов, а Королев – космических кораблей.

Осоавиахим помимо выпуска собственных планеров организовывал конкурсы проектов новых планеров с целью выявления талантов.

В 1938 году Антонов был назначен ведущим инженером КБ Яковлева, здесь был разработан пассажирский самолет Я-19. В 1940-1941 годах будучи главным конструктором авиазавода в Ленинграде, он воспроизвел копию немецкого Физелера Fi-156 «Штроха», самолет получил название ОКА-38.

Планы по серийному выпуску этого самолета на каунасском заводе прервала война. Спешно эвакуированный коллектив вместе с руководителем работу продолжил уже в Москве, а затем в Тюмени. В годы войны конструктор довершил работу над десантным планером А-7, прозванным «небесным вагоном», он оказал неоценимую помощь партизанам – Олег Антонов не случайно награжден медалью «Партизану Отечественной войны». Он работал над учебным планером А-2, экспериментальным летающим танком А-40, принимал участие в модернизации истребителей Як-3, Як-7 и Як-9.

С окончанием войны Антонов переключился на мирные цели, конструировал в Новосибирске самолеты для нужд сельского хозяйства. Легендарный «кукурузник» Ан-2 был спроектирован и построен в Сибири и лишь затем КБ, трудившееся над его созданием, было переведено в Киев. Для Олега Константиновича достаточно много поколесившего по стране, Киев стал последним пристанищем, и Украина в его лице получила огромный подарок.

Здесь было создано множество планеров, транспортных, пассажирских и многоцелевых самолетов. Среди них следует отметить Ан-22 «Антей» - самый грузоподъемный в мире турбовинтовой самолет, и Ан-124 «Руслан» - самый грузоподъемный реактивный самолет.

Антонов всегда подчеркивал важность коллективной работы и говорил:

«В названии самолетов нашего конструкторского бюро значится моя фамилия. Но было бы наивным считать, что АНы — плод только моей работы. Если бы все, кто принимал непосредственное участие в создании «Антея», например, поставили на нем свои автографы, то им не хватило бы места».

Последним самолетом Антонова стал «Руслан». После смерти генерального конструктора его замыслы были продолжены последователями. И если в советский период КБ создало такие мощные самолеты как Ан-225 «Мрия», а в первые годы независимости Ан-70, Ан-38, Ан-140, то после государственного переворота в 2014 году и прекращения сотрудничества с российской стороной, детище русского конструктора ГП Антонов «деградировало» и перестало заниматься разработками новых моделей самолетов.

Получается, что условия, в которые попали преемники Антонова, оказались значительно хуже, чем сталинский репрессивный режим и условия военного времени, в которые проходило становление советского авиапрома. 

Обороняться до последнего Далее в рубрике Обороняться до последнего7 февраля 1238 года, героически оборонявшийся русский город Владимир, был взят монголами

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях. Только экспертный взгляд на события
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»