Николай Римский-Корсаков – великий русский композитор
Илья Репин. Фрагмент портрета композитора Николая Римского-Корсакова, 1893

Илья Репин. Фрагмент портрета композитора Николая Римского-Корсакова, 1893

Римскому-Корсакову принадлежит выдающаяся роль в развитии отечественной музыкальной культуры

Николай Римский-Корсаков родился 6 (18) марта 1844 года в городе Тихвин Новгородской губернии.

«Сделаться музыкантом я никогда не мечтал, – говорил Николай Андреевич, меня пленяла мысль сделаться моряком».

Такое желание у Николая возникло под влиянием старшего брат, носившего необычное имя Воин, он был мореплавателем, географом и гидрографом. Из дальних стран путешественник присылал домой письма, и, возвращаясь из дальних плаваний, увлекательно рассказывал о службе на флоте.

Коля влюбился в море, и по исполнении 12 лет, поступил в Морской кадетский корпус. Но уже совсем скоро взял другой курс – на музыку. Во время обучения в кадетском корпусе он познакомился Милием Балакиревым, и прежде знакомства будущий композитор увлекался ей, особенно ему нравились русские народные песни и церковные произведения. Но именно основатель «Могучей кочки», произвел на Римского-Корсакова решающее воздействие.

«С первой встречи Балакирев произвел на меня огромное впечатление, – вспоминал Николай Андреевич, превосходный пианист, играющий все на память, смелые суждения, новые мысли и при этом композиторский талант, перед которым я уже благоговел».

Композиторские опыты морского кадета были одобрены строгим маэстро, и для Римского-Корсакова началась совсем другая жизнь: встречи с Балакиревым стали регулярными, так как началась серьезная работа над Первой симфонией.

«Если Балакирев любил меня как сына и ученика, то я был просто влюблен в него. Талант его в моих глазах превосходил всякую границу возможного, а каждое слово и суждение были для меня безусловной истиной».

После выпуска из Морского корпуса Римский-Корсаков был зачислен в экипаж клипера «Алмаз» и, на два с лишним года ушел в плавание. Он продолжал сочинять свою симфонию на корабле, набросал даже план для второй, но тут все остановилось. Душой вновь овладело море, а музыка отошла на второй план. Морские мотивы и впечатления от плавания оживут позже в музыкальных произведениях композитора – «Садко», «Шахерезаде» и других.

Возвращение в музыку произошло после того как «Алмаз» пришвартовался в кронштадтском порту, а в декабре 1865 года состоялось первое исполнение симфонии. Дирижировал сам Милий Алексеевич.

Римский-Корсаков влился в музыкальную жизнь столицы в уникальный момент: в это время Мусоргский работает над «Годуновым» и «Хованщиной», Бородин пишет «Князя Игоря», Чайковский — «Воеводу» и «Опричника». Римский-Корсаков на этой волне создает музыкальную картину «Садко» и начинает «Псковитянку».

Основу для своих произведений композитор брал из русской истории, а вдохновение черпал из русской природы и русской глуши.

«Помню, как картина предстоящей поездки в глушь, вовнутрь Руси, мгновенно возбудила во мне прилив какой-то любви к русской народной жизни, к ее истории вообще и к «Псковитянке» в частности, и как под впечатлением этих ощущений я присел к роялю и тотчас же сымпровизировал хор встречи царя Ивана псковским народом. Это были первые звуки будущей оперы».

Эпичность стала основной чертой творчества Римского-Корсакова. Он не раз обращался к событиям древнерусской истории, к сказаниям и просто сказкам.

Это «Царская невеста», «Сказка о царе Салтане», «Кащей», «Садко», «Снегурочка», и, конечно, вершина его оперного творчества — «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».

Летом 1871 года Римский-Корсаков получает неожиданное приглашение: принять на себя преподавание композиции и инструментовки в Петербургской консерватории. Он развязывается окончательно со службой и принимает приглашение.

За 37 лет работы в консерватории он воспитал свыше 200 композиторов, дирижеров, музыковедов. Ему принадлежит выдающаяся роль в развитии отечественной музыкальной культуры.

Через десять лет такой «учебы» Римский-Корсаков поднимает на себя труды по образованию воспитанников Придворной певческой капеллы.

И писать становится некогда. В 1881 году умер Мусоргский и весь его бесценный архив передали Римскому-Корсакову. Это было настоящее сокровище, до сих пор неизданными оказались многие великолепные вещи, «Хованщина» существовала лишь кусками, то есть ее надо было частично дописывать, инструментовать. И Николай Андреевич взялся за это, позже он возьмется дописывать «Князя Игоря» Бородина.

В 1906 году Римский-Корсаков писал другу: «Что касается сочинения… то тут, кажется, пора ставить точку. Мне кажется, я, да и все мы, суть деятели конца девятнадцатого века. Теперь же, с переломом политической жизни на Руси или наступит новый период расцвета, или, что вероятнее, период упадка искусства».

Уже через два года композитора не стало, но его оперы продолжали идти в лучших театрах страны и за рубежом; в консерваторию, которой он отдал 37 лет своей жизни, продолжали поступать студенты.

В 1944 году страна отметила столетие композитора, и в этом же году первой консерватории России было присвоено имя Римского-Корсакова.

Михайловское: здесь Пушкин жил душою Далее в рубрике Михайловское: здесь Пушкин жил душою95 лет назад в родовом имении великого поэта был основан музей-заповедник Читайте в рубрике «Культура» Тайны мироздания из инвалидной коляскиЧерез неделю после конца света в Москве появятся книги о создании Вселенной Тайны мироздания из инвалидной коляски

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
История, политика и наука с её дронами-убийцами
Читайте ежедневные материалы на гуманитарные темы. Подпишитесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»