Жил на свете самосвал
БелАЗ-7520. Фото: belaz.by

БелАЗ-7520. Фото: belaz.by

29 мая 1975 года началось производство крупнейшего в Советском Союзе грузовика — БелАЗ-7520 грузоподъемностью 110 тонн

Основанное в едва начавшей восстанавливаться после разрушительной Великой Отечественной войны предприятие в белорусском городе Жодино, всего лишь немногим четверть века спустя прославилось благодаря своей продукции на весь Советский Союз. Белорусский автомобильный завод (БЕЛАЗ) стал символом-брендом не только и не столько одной из союзных республик, сколько синонимом мощи и величия советского государства, воплощенного совершенства достижений инженерной мысли. В год, когда гражданин СССР впервые в мире покорил космос, с конвейера завода сошла первая самостоятельная разработка — 27-тонный грузовик БелАЗ-540. А к 30-му юбилею Победы для динамично развивающейся горнодобывающей промышленности Страны Советов был запущен в серийное производство карьерный автосамосвал БелАЗ-7520 грузоподъемностью 110 тонн. Именно с той поры уникальный облик отличавшегося повышенной проходимостью и надежностью белазовского гигантского грузовика стал широко узнаваем в Советском Союзе и за его пределами. К тому же благодаря таким машинам, способным за один заезд переместить столько же груза, сколько перевез бы целый караван обычных грузовиков, себестоимость транспортировки тонны породы многократно снижается.

Стоит отметить, что из-за своих огромных размеров на место службы белазовские самосвалы доставлялись в разобранном виде, а уже в карьерах машину собирали снова. Так, БелАЗ-7520 занимал почти три железнодорожные платформы! При этом на полную сборку машины обычно уходило около недели. Многотонные белазовские самосвалы работают в карьерах в условиях повышенной опасности: по сравнению с обычными дорожными грузовиками им приходится постоянно преодолевать весьма затяжные спуски-подъемы, двигаясь с грузом в гору или под уклон. Неспроста на предупреждающих табличках в разрезах где трудятся эти уникальные грузовики, пишут: «Осторожно, работают БелАЗы».

В позднем СССР завод регулярно обновлял модельный ряд своих чудо-самосвалов, повышая их мощность и грузоподъемность. В год на предприятии выпускалось несколько тысяч единиц карьерно-грузовой спецтехники, что составляло половину мирового производства. Буквально за несколько месяцев до распада Советского Союза в единственном экземпляре был выпущен самосвал-“монстр” БелАЗ-75501 грузоподъемностью 280 т. К счастью, этот карьерный грузовик-гигант стал далеко не последним в линейке модельного ряда предприятия. Всего же за свою историю заводом было выпущено свыше 130 000 различных машин для работы в карьерах, что намного превышает аналогичные показатели основных зарубежных конкурентов. Три года назад Белорусский автомобильный завод презентовал очередную модификацию своего любимого детища. Им стал самый большой карьерный грузовик в мире — БелАЗ-75710 грузоподъемностью 450 т, мощностью 4660 л.с. и массой — 360 т. Впрочем, как показали испытания, этот гигант способен перемещать и грузы значительно большего чем предусмотрено технически характеристиками объема. 

Помимо России, являющейся основным потребителем продукции Белорусского автозавода, свыше полусотни индустриально развитых стран планеты активно эксплуатируют эти гигантские машины. Выпускаемые в наши дни в Союзном государстве карьерные самосвалы — поистине уникальное явление не только на просторах бывшего СССР, но и мира. И хотя Советский Союз вот уже как четверть века канул в лету, БелАЗ до сих пор заслуженно ассоциируется с огромными и незаменимыми самосвалами Страны Советов.

Плазма из Российской империи Далее в рубрике Плазма из Российской империи29 мая 1802 года русский ученый, основоположник электрометаллургии Василий Владимирович Петров первым в мире открыл явление электрической дуги

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Расширяйте круг интересов!
Мы пишем об истории, обороне, науке и многом другом. Подписывайтесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»