Начало массового легкового автомобилестроения
Автомобиль ГАЗ-М. Фото: autohis.ru

Автомобиль ГАЗ-М. Фото: autohis.ru

16 марта 1936 года с конвейера Горьковского автомобильного завода сошли первые автомобили ГАЗ-М1, открыв эру массового легкового автомобилестроения в нашей стране

Первые два автомобиля марки ГАЗ-М1, которые 16 марта 1936 года сошли с конвейера Горьковского автомобильного завода имени В.М. Молотова, вовсе не были первыми легковыми автомобилями в России и СССР. Однако вплоть до выпуска ГАЗ-М1 легковое автомобилестроение в нашей стране оставалось мелкосерийным, не массовым. Так, самый известный до революции отечественный легковой автомобиль марки «Руссо-Балт» за все годы производства, с 1909 по 1918-й, был выпущен во всех модификациях в количестве всего 835 экземпляров.

И только легковушка завода ГАЗ, прозванная в народе «эмка», стала первой крупносерийной автомашиной в нашей стране — за семь лет производства было выпущено 62 888 экземпляров ГАЗ-М1. Этот советский легковой автомобиль создавался на базе легковушки ГАЗ-А — выпускавшейся у нас в стране с 1932 года лицензионной копии американского автомобиля Ford-A. Однако новый легковой автомобиль был существенно доработан отечественными инженерами для массового производства.

ГАЗ-М1 получил свое название в честь главы правительства СССР Вячеслава Михайловича Молотова и должен был полностью называться «ГАЗ Молотовец 1». Но официальное название не прижилось, и первый массовый легковой автомобиль Советского Союза называли просто «эмка». Именно этот автомобиль стал одним из символов своей эпохи, в 30-е годы XX века он был одной из наиболее распространенных моделей легковых автомобилей в нашей стране и использовался весьма широко.

Команда инженеров и конструкторов творчески подошла к модернизации предыдущей модели ГАЗ-А и внесла ряд удачных изменений. «Эмка» стала мощнее на 10 л.с. Двигатель в 50 л.с. разгонял машину уже до 105 км/ч. Сразу бросались в глаза усовершенствования кузовной части — появилась полноценная крыша, полностью изменилась форма крыльев и радиатора.

Проектировщики удлинили передние рессоры — вместо поперечных они стали продольными для большей проходимости в условиях плохих дорог, укрепили раму, повысили эффективность тормозов. Впервые у отечественных легковых авто появились плавающая подвеска двигателя и штампованные дисковые колеса.

Хотя ГАЗ-М1 сразу понравился широкой публике, но работы и исследования по усовершенствованию конструкции авто не прекратились. В июле 1936 года начались испытания, в ходе которых двум «эмкам» предстояло пройти 30 тысяч километров, чтобы по результатам этого грандиозного пробега выявить возможные пути совершенствования конструкции.

Вскоре на базе «эмки» стали появляться и другие типы автомашин. Так, с 1940 года начался выпуск лимузина ГАЗ-11-73. На него устанавливался более мощный шестицилиндровый двигатель мощностью 76 или 85 л.с. Новый советский лимузин также мог похвастаться более современной и дорогой комплектацией и улучшенной подвеской.

Одновременно на Горьковском автозаводе стартовало производство фаэтона со складным тентом ГАЗ-11-40 и пикапа-грузовичка ГАЗ-11-415, быстро ставшего очень популярным. В грузовичке на базе «эмки» размещались шесть пассажиров или до 400 кг груза. На той же базе создавались различные спорткары и трехосные модели такси.

В годы Великой Отечественной войны ГАЗ-М1 несет нелегкую военную службу. Легендарная «эмка» лишается наружного лоска, производство максимально удешевляется и служит лишь нуждам военного времени. Кроме того, ГАЗ-М1 превращается в настоящий броневик — легкий бронеавтомобиль БА-20 с одним пулеметом.

Этот простой в производстве броневик на базе «эмки» был разработан еще в 1936 году. Впервые в настоящих боях БА-20 участвовал в августе 1939 года во время конфликта с Японией на Халхин-Голе. К началу Великой Отечественной войны на вооружении нашей армии находилось около полутора тысяч бронеавтомобилей на базе легковой «эмки».

С 1938 года велись испытания и газогенераторной модели «эмки», способной работать буквально на дровах. Такая машина разгонялась только до 60 км/ч и заметно потяжелела, но поскольку она работала на дешевом и доступном топливе, то уже в 1941 году выпустили опытную партию ГАЗ-45, работавшую как на бензине, так и на «дровах».

Еще одна удачная модификация легендарного ГАЗ-М1 — это полноприводный «вездеход» ГАЗ-61-40. В начале воны в максимально сжатые сроки были созданы ведущий передний мост и раздаточная коробка для повышенной проходимости. В итоге эта машина преодолевала крутые подъемы и склоны, могла передвигаться по бревнам и замерзшей пашне и при этом буксировать прицеп весом до 700 кг.

Во время Великой Отечественной войны этот вариант «эмки» стал основным легковым автомобилем для высшего командного состава нашей армии. Именно на нем в 1945 году передвигались по фронтовым дорогам наши лучшие полководцы-победители: маршалы Константин Константинович Рокоссовский, Георгий Константинович Жуков и Иван Степанович Конев.

Можно сказать, что у первого массового легкового автомобиля в нашей стране сложилась славная и плодотворная жизнь. Он действительно стал победой отечественного автомобилестроения — не случайно после 1945 года «эмку» в производстве сменил ее прямой потомок, знаменитая легковушка «Победа».

Крым — начало «Русской весны» Далее в рубрике Крым — начало «Русской весны»16 марта 2014 года жители Крыма проголосовали на референдуме о присоединении полуострова к России

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Дискуссии без купюр.
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в обсуждениях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»