Открытие Пушкинского музея
Музей изящных искусств имени Александра III. Открытка, 1915 год

Музей изящных искусств имени Александра III. Открытка, 1915 год

13 июня 1912 года свои двери в Москве открыл Музей изящных искусств имени Александра III (Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина) — один из крупнейших музеев России

Планы создания в столице общедоступного художественного музея появились еще в первой половине XIX века. В № 11 журнала «Телескоп» за 1831 год был опубликован проект «Эстетического музея», который мог бы быть открыт при Императорском Московском университете. Коллекцию такого музея составили бы живописные полотна, скульптуры и их копии. Авторами проекта были княгиня Зинаида Александровна Волконская и наставник ее сына, профессор Московского университета Степан Петрович Шевырев. Хотя княгиня Волконская была поэтессой, хозяйкой литературного салона (в котором выступал в том числе А.С. Пушкин), обладала известностью и весом в культурных кругах, этот проект остался лишь на бумаге. С подобным предложением выступил в 1858 году и университетский профессор археологии и искусствоведения Карл Карлович Герц, однако и его проект не был реализован.

К созданию музея вернулись в конце XIX века. Душой и «мотором» нового проекта стал историк и искусствовед, профессор Иван Владимирович Цветаев (отец поэтессы Марины Цветаевой). Он уже был хорошо знаком с музейным делом: работал в Румянцевском московском музее, в том числе в должности хранителя, занимался изучением древностей. В 1894 году на «Первом съезде русских художников и любителей художеств» И.В. Цветаев выступил с предложением основать в Москве новый художественный музей. На призыв Ивана Владимировича откликнулись многие благотворители и меценаты. Одной из первых пожертвовала очень крупную сумму купеческая вдова Варвара Андреевна Алексеева, но поставила условие: чтобы музей, на который пойдут ее средства, получил имя Александра III. Вслед за ней в создание музея вложили деньги многие фабриканты, купцы, богатые люди и даже члены царской фамилии.

В то же время по инициативе Цветаева был объявлен конкурс на разработку архитектурного проекта музейного здания. На конкурс поступило полтора десятка проектов, многие из них признали удачными и заслуживающими внимания. В итоге была выбрана работа талантливого московского архитектора Романа Ивановича Клейна, создателя универмага «Мюр и Мерилиз» (современного ЦУМа в Москве). Здание музея, по проекту Клейна, должно было получить вид античного храма с колоннами и прозрачной крышей, чтобы посетители могли осматривать экспозицию при естественном свете.

Строительство музея было открыто 29 (17 по старому стилю) августа 1898 года торжеством при участии императора Николая II и членов его семьи. Тогда же был образован Комитет по устройству Музея изящных искусства имени Александра III. Причем сначала главой комитета стал московский генерал-губернатор Великий князь Сергей Александрович. Хотя у музея было много благотворителей (более 40), в 1909 году на его ежегодное содержание были выделены и значительные казенные средства.

Еще задолго до завершения строительства начали создаваться музейные фонды. Их составили приобретенные или переданные в дар собрания произведения живописи, графики, скульптуры. В 1909‒1911 годах музей получил большое количество памятников искусства Древнего Египта, в его коллекцию поступили полотна западноевропейских мастеров Средневековья и периода Возрождения, картины старых русских художников. Сделаны были также гипсовые копии произведений мирового искусства. Первым директором музея был назначен инициатор его создания — И.В. Цветаев.

Открытие музея состоялось в торжественной обстановке в присутствии Николая II 13 июня (31 мая по старому стилю) 1912 года. И почти сразу же музей стал пользоваться большой популярностью у московской публики: известно, что число его посетителей в выходные дни превышало 2,5 тыс. человек.

Олимпийский зал имени Государыни Императрицы Марии Федоровны. 1912 год.

Олимпийский зал имени Государыни Императрицы Марии Федоровны. 1912 год. Фото: mosday.ru

После Октябрьской революции, в 1924 году, музей получил название Государственный музей изящных искусств. Его коллекция пополнилась полотнами из собраний западноевропейской живописи других музеев, в том числе Исторического музея, Третьяковской галереи, музеев Кремля. Современное название — Государственный музей изобразительных искусств — появилось в 1930-х годах, а в феврале 1937 года музею было присвоено имя А.С. Пушкина в ознаменование столетней годовщины со дня гибели поэта.

В дни Великой Отечественной войны большая часть музейного собрания отправилась в эвакуацию, а здание пришлось восстанавливать после попадания вражеских бомб.

Коллекции музея постоянно пополнялись, и сейчас в его фондах более 670 тыс. произведений живописи, графики, скульптуры, различных исторических и художественных памятников. Сегодня Государственный музей изобразительного искусства им. А.С. Пушкина имеет статус особо ценного объекта культурного наследия народов России, а его собрание является одним из богатейших в мире.

Заглянуть Венере под вуаль Далее в рубрике Заглянуть Венере под вуаль12 июня 1967 года произведен старт автоматической станции «Венера-4». В результате проведенных станцией исследований было установлено отсутствие на второй планете Солнечной системы радиационного пояса

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте только самое важное!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»