Начало московского метро
Рабочие лесопильного завода №1 имени Ильича трудятся на субботнике по строительству метро в районе Волхонки. Фото: РИА Новости

Рабочие лесопильного завода №1 имени Ильича трудятся на субботнике по строительству метро в районе Волхонки. Фото: РИА Новости

15 июня 1931 года на Пленуме ЦК ВКП(б) было принято решение о строительстве Московского метрополитена

Первое предложение о строительстве в Москве метро прозвучало еще в XIX столетии. В 1897 году на конкурсе проектов Московской Окружной железной дороги было предложено «проложить тоннельный диаметр», железнодорожный тоннель под Плющихой, Арбатом, Александровским садом, Маросейкой, Покровкой, ведущий к Каланчевской площади и Сокольникам. Тогда же появились проекты других вариантов «метро»: 10-верстного тоннеля от Ярославского вокзала до Замоскворечья, а также «6-верстного подземного диаметра» от Трубной улицы до того же Замоскворечья.

В 1901 году Московская городская дума решила начать изыскания по строительству подземной кольцевой линии, чтобы связать между собой все городские вокзалы, вплоть до обеспечения транзитного движения дальних и пригородных поездов через эту линию с одного направления на другое.

В следующем году появился технический проект московского метро, который предусматривал создание кольцевой линии приблизительно по Камер-Коллежскому валу, а также строительство «Центрального вокзала» для метро в Александровском саду у Кремля и четырех радиальных линий: «Тверской радиус» должен был идти от Театральной площади до Петровского парка, «Покровский радиус» — от «Центрального вокзала» через Каланчевскую площадь в Черкизово, «Замоскворецкий радиус» — от «Центрального вокзала» до Данилова монастыря с подземным пересечением Москвы-реки и «Арбатский радиус», идущий от центра через Арбат и Плющиху до Новодевичьего монастыря.

Общая длина пути такого метро должна была превысить 90 км, количество станций системы составляло 48, а стоимость проекта оценивалась в гигантскую по тем временам сумму — 96 миллионов царских рублей. Позднее, вплоть до начала Первой мировой войны регулярно появлялись новые проекты метрополитена для Москвы, но все они так и не были реализованы из-за чрезвычайно высокой цены и технических трудностей.

Только в конце 1920-х годов уже советская власть вернулась к замыслу метро для Москвы. К тому времени город вновь стал столицей, а страна окончательно оправилась от катаклизмов Первой мировой и Гражданской. Различные проекты советского метро разрабатывались с 1922 года.

В 1923 году в Управлении московских городских железных дорог был создан подотдел метрополитена. Уже в 1925 году на территории Москвы было проведено бурение 55 разведочных скважин, чтобы тщательно изучить подземные почвы, сквозь которые пройдет будущий метрополитен.

Однако окончательное решение по строительству не получалось принять несколько лет — слишком дорогим и технически сложным было строительство. Требовался решительный человек, который взял бы на себя ответственность и настоял на финальном решении о начале работ по прокладке метрополитена. Таким человеком оказался совсем не москвич, а родившийся в Киевской губернии бывший сапожник Лазарь Моисеевич Каганович.

Задолго до революции Каганович стал членом подпольной организации большевиков, а после 1917 года и Гражданской войны занял один из руководящих постов в правящей Коммунистической партии. До 1928 года Каганович возглавлял ЦК Компартии Украины, но вступил в жесткий конфликт с «украинизаторами», теми украинскими коммунистами, которые рьяно насаждали на территории УССР украинский язык даже там, где он ранее никогда не употреблялся. Каганович выступил против такой политики, и после ряда жестких внутрипартийных разборок Сталин был вынужден в 1928 году отозвать его в Москву.

В столице Лазарь Каганович возглавил областной и городской комитеты партии, став фактически главным во властной иерархии московского мегаполиса. По воспоминаниям очевидцев, Каганович всегда был человеком жестким и решительным. Понимая, что население столицы быстро увеличивается в ходе индустриализации и срочно требуются принципиально новые виды городского транспорта, он решительно выступил за начало строительства метрополитена.

Окончательное решение о строительстве метро было принято 15 июня 1931 года на Пленуме Центрального комитета Всесоюзной коммунистической партии большевиков, проходившем в Москве с 11 по 15 июня. Каганович на этом пленуме (фактически съезде) настоял, чтобы именно правящая в стране политическая партия приняла решение о начале строительства метро в столице СССР.

В итоговой резолюции по докладу Кагановича было сказано: «Текущая работа по улучшению трамвайного хозяйства, его частичной реконструкции и расширению трамвайной сети, смягчая в известной мере транспортные затруднения города на данном этапе, не разрешают в целом общей проблемы развития пассажирского транспорта в Москве. Пленум ЦК считает, что необходимо немедленно приступить к подготовительной работе по сооружению метрополитена в Москве как главного средства, разрешающего проблему быстрых и дешевых людских перевозок…»

Так 15 июня 1931 года было принято историческое решение: уже в следующем году начать работы по строительству столичного метрополитена. Данное решение не останется на бумаге: всего через четыре года откроются первые станции московского метро, которое по праву станет одним из самых современных и красивых в мире.

За пределами планеты, или Рекорд по длительности пребывания на околоземной орбите Далее в рубрике За пределами планеты, или Рекорд по длительности пребывания на околоземной орбите15 июня 1978 года стартовал пилотируемый космический корабль «Союз-29». Экипаж советских космонавтов В.В. Ковалёнка и А.С. Иванченкова установил мировой рекорд, пробыв на орбите 139 суток

Комментарии

14 июня 2016, 12:46
Спасибо Лазарю Моисеичу за самое красивое метро!
14 июня 2016, 14:18
Присоединяюсь. Метрополитен замечательный, дай бог ему стоять на века!
Вот бы ещё и с наземной частью столицы советские власти продумали планировку улиц более грамотно, на перспективу - вообще бы здорово было...
14 июня 2016, 13:45
Низкий поклон Лазарю Моисеевичу Кагановичу, за самое прекрасное и душевное метро. Каганович настоящим коммунистом был, остался предан заветам Сталина до конца своих дней! Вечная память
14 июня 2016, 14:15
Поистине грандиозный проект для того времени, блестяще воплощенный советским народом в жизнь!

Это всё равно что сейчас, при нынешнем уровне НТП, создать подземный тоннель из Москвы до Калининграда, ну или что-то вроде того...!
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Расширяйте круг интересов!
Мы пишем об истории, обороне, науке и многом другом. Подписывайтесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»