Морские гвардейцы Российской империи
Офицеры и нижние чины Гвардейского Морского Экипажа. Фото: wikimedia.org

Офицеры и нижние чины Гвардейского Морского Экипажа. Фото: wikimedia.org

28 февраля 1810 года был создан Гвардейский флотский экипаж, единственная военно-морская часть в гвардии дореволюционной России

Летом 1807 года императоры России и Франции Александр I и Наполеон впервые провели встречу «на высшем уровне». Два сильнейших властителя Европы, уже воевавшие друг с другом и понимавшие неизбежность новой войны, встречались на нейтральной территории — на плоту посреди пограничной реки Неман.

Российского императора сопровождали донские казаки из Лейб-гвардии казачьего полка — именно они сели на весла в лодке, причалившей к плоту посреди Немана. И тут выяснилось, что гвардейцы-«донцы», отличные наездники и рубаки, гребут тоже быстро, но навыком виртуозной гребли не владеют: нос разогнанной казаками царской лодки вместо изящного причаливания громко стукнул в плот, где стоял шатер для встречи монархов.

На переговорах такого уровня мелочей не бывает, и вечером того же дня Александр I поинтересовался у свиты, почему в составе царской гвардии нет профессиональных гребцов. Действительно, все русские гвардейцы к началу XIX столетия были пехотинцами или кавалеристами, профессионалами сухопутной войны, а способных умело ходить под парусом или на веслах моряков среди царской гвардии не имелось.

Так впервые возникла мысль о создании среди гвардейских полков русской армии военно-морской части. Вскоре, 28 февраля (16 февраля по старому стилю) 1810 года Александр I подписал распоряжение: «Придворную яхтенную и гребецкую команду переформировать в особый экипаж, причислив его к гвардии и назвав Морской гвардейский экипаж».

Морской гвардейский экипаж был сформирован по штату гвардейского батальона — 434 рядовых и офицеров, сведенных в 4 строевые роты, «музыкантский хор» и артиллерийскую команду. Экипаж предназначался для комплектования команд царских яхт и гребных судов, неся морскую службу. Но, входя в состав Гвардейского корпуса, экипаж исполнял и сухопутную службу: наравне с пехотными и конными гвардейцами нес дворцовые караулы, участвовал в царских парадах и смотрах.

Первым командиром экипажа был назначен капитан 2-го ранга Иван Петрович Карцов, ранее отличившийся в Русско-шведской войне 1788–1790 годов, а потом командовавший царской яхтой «Паллада». Рядовой состав гвардейского экипажа формировался из лучших матросов Балтийского флота и стрелков Лейб-гвардии Финляндского полка.

Всего через 2 года после создания гвардейский экипаж оказался в гуще войны, и не на море, а на суше. Дело в том, что флотские гвардейцы, помимо чисто морских задач, обучались строительству мостов и переправ. Поэтому весной 1812 года гвардейский экипаж отправился из Петербурга на западную границу России, где уже собирались войска для отражения готовившейся агрессии Наполеона.

Император Александр I лично проводил свою «морскую гвардию» до окраины Петербурга, напутствовав экипаж такими словами: «Прощайте, ребята. Надеюсь, что я не ошибся, взявши вас в гвардию, и что вы покажете мне вашу службу».

Гвардейский экипаж не подвел царя и Отечество — тяжелым летом 1812 года, когда приходилось отступать под натиском превосходящих сил 600-тысячной армии Наполеона, именно моряки-гвардейцы обеспечивали как строительство, так и разрушение мостов и переправ.

Обычно ситуация складывалась так, что одна часть гвардейского экипажа, будучи в авангарде отступающей русской армии, строила мосты, а другая, замыкая арьергард, их разрушала, чем существенно затрудняла действия противника. От работы моряков-гвардейцев во многом зависели скорость движения наших войск, порядок и организованность отхода. Зачастую прямо на марше бойцам экипажа приходилось чинить понтоны и шлюпки, нередко перетаскивая их на руках. Не раз моряки гвардейцы строили или разрушали переправы, работая прямо под огнем противника.

Во время Бородинской битвы 30 матросов экипажа во главе с мичманом Лермонтовым (родственником знаменитого поэта) взорвали захваченный французами мост через реку Колча. За эту битву 16 рядовых моряков-гвардейцев получили награды.

В конце 1812 года, уже во время преследования отступающей армии Наполеона матросам экипажа приходилось строить переправы в морозы, часто стоя по пояс в ледяной воде и при ледоходе. Бывали случаи, когда массы льда под действием течения ломали почти законченную переправу, и приходилось строить ее заново. Поэтому в ту зиму большую часть потерь экипаж понес не от пуль и штыков противника, а от ледяной воды.

В дальнейшем экипаж в ходе кампании 1813 года строил мосты через Вислу и реки Германии. Последние большие мосты в ходе той войны моряки-гвардейцы навели в январе 1814-го через французскую Сену. В марте того года экипаж вместе со всей русской гвардией победоносно вступил в Париж.

В дальнейшем гвардейский экипаж участвовал во всех войнах, которые вела Российская империя. Моряки-гвардейцы особенно отличились при переправе через Дунай в июне 1877 года. Все военные эксперты западных стран тогда считали, что форсирование с боем крупнейшей реки Центральной Европы обойдется русским в 20–30 тысяч убитых. Но умелые действия понтонных батальонов, в том числе гвардейского экипажа, позволили нашей армии прорваться через Дунай, потеряв лишь несколько сотен бойцов.

Завершая рассказ о первой гвардейской военно-морской части в нашей истории, добавим, что с 2014 года в состав Тихоокеанского флота России входит десантный катер «Иван Карцов», названный в честь первого командира Морского гвардейского экипажа.

«Воздухоплавательный парк» Далее в рубрике «Воздухоплавательный парк»27 февраля 1885 года в Петербурге был создан первый воздушный полигон

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
История, политика и наука с её дронами-убийцами
Читайте ежедневные материалы на гуманитарные темы. Подпишитесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»