Михаил Ефимов: с него начиналась русская авиация
Первый русский летчик М. Н. Ефимов. Фото: из личного архива Ивана Баранцева, Марата Хайрулина и Геннадия Петрова

Первый русский летчик М. Н. Ефимов. Фото: из личного архива Ивана Баранцева, Марата Хайрулина и Геннадия Петрова

15 февраля 1910 года в парижской авиашколе получил удостоверение пилота первый русский летчик

Стремительное развитие авиации в начале ХХ века, после того как в 1903 году братья Райт впервые заставили оторваться от земли оснащенный мотором летательный аппарат тяжелее воздуха, почти сразу захватило и Россию. Но поскольку собственного авиапроизводства в стране не было — хотя в ней и трудились такие крупные теоретики аэродинамики и авиации, как контр-адмирал Александр Можайский и профессор Николай Жуковский, — то и собственная летная школа появилась далеко не сразу. Поэтому первые дипломированные русские пилоты получали свидетельства за границей — в Париже, в первом и единственном на тот момент аэроклубе Франции. Именно он 15 февраля 1910 года выдал диплом № 31 русскому пилоту-любителю Михаилу Никифоровичу Ефимову.

Формально Ефимов не был первым россиянином, который прошел обучение в парижском аэроклубе и получил диплом авиатора. Еще 28 октября 1908 года сам Уилбер Райт — один из легендарных братьев-пионеров авиации — взялся обучать полетам 43-летнего подданного русского императора графа Шарля де Ламбера. Но этот пилот, хотя предки его еще в XVIII веке перебрались из Франции в Россию, а его дед был одним из героев Отечественной войны 1812 года, никогда не бывал на своей исторической родине и ни разу не поднялся в российское небо. Так что по совести первым именно русским пилотом был Михаил Ефимов.

Причем все шло к тому, что одессит Ефимов должен был стать вторым, уступив пальму первенства Николаю Попову. Именно Попов, которому довелось впервые летать на самолете пассажиром у того самого графа Шарля де Ламбера, первым из русских пилотов начал обучение в парижской летной школе. Он совершил свой первый учебный полет 13 декабря 1909 года — на дюжину дней раньше Ефимова, полетевшего 25 декабря. Но первый вылет Попова занял всего несколько минут и закончился падением аэроплана из-за ошибки курсанта в управлении рулями. А Михаил Никифорович, насколько известно, оказался более способным учеником: его первый полет длился аж 45 минут! Судя по всему, цепкость к знаниям, которую демонстрировал Ефимов, и его способность быстро и четко усваивать уроки сделала его любимчиком Анри Фармана — одного из ведущих инструкторов школы. С такой поддержкой неудивительно, что Ефимову удалось обогнать Попова: тот только 28 марта 1910 года получил диплом № 50. А третьим дипломированным русским пилотом 10 июня 1910 года стал Владимир Лебедев: на его дипломе красовался № 98.

Что же должен был уметь пилот-любитель, чтобы получить пилотский диплом — прообраз современного свидетельства пилота? Требования к ним определяла статья 1 «Правил для получения звания пилота во Франции», которыми руководствовались в то время представители французского аэроклуба. Согласно этому документу курсант, желающий получить диплом, должен был пролететь «три полных круга, каждый по меньшей мере в 1 км, без соприкосновения с землей. Эти круги должны быть сделаны кандидатом без пассажиров, в разные дни и самое большое — на протяжении 30 дней». И этого было достаточно! Стоит ли удивляться, что только в 1909–1910 годах парижская авиашкола выдала 354 пилотских диплома! Как нетрудно догадаться, основную часть их получили слушатели-французы. А вот среди иностранцев первенство осталось за русскими: в тот период наши соотечественники получили 27 дипломов пилота, англичане — всего 19, голландцы — 7, а немцы — и вовсе 4.

М. Н. Ефимов на «Фармане»

Михаил Ефимов на «Фармане». Фото: wikipedia.org

Дальнейшая судьба Михаила Ефимова сложилась непросто — как, впрочем, и у всех пионеров российской авиации. После возвращения в Россию он занялся популяризацией авиации, совершая демонстрационные полеты и одновременно ведя активную работу в качестве пилота-инструктора и участника авиационных состязаний по всей Европе. Надо отдать должное Михаилу Никифоровичу: сын отставного гренадера, участника русско-турецкой войны 1877–1878 годов, с самой юности проявлял все задатки победителя, прославившись сначала в велоспорте, а потом став одним из самых знаменитых первых мотогонщиков, чемпионом России. Так что и в авиасостязаниях он, как правило, занимал призовые места: сказывался не только богатый опыт, но и умение изобретать и осваивать все новые и новые фигуры пилотажа. В частности, после того как в конце 1910 года Ефимов стал инструктором в Севастопольской офицерской школе авиации, он первым совершил в ней крутые виражи, пикирование и планирование с выключенным двигателем.

Из Севастопольской школы после начала Первой мировой войны Михаил Ефимов попросился на фронт и с апреля 1915 года стал летчиком-добровольцем 32-го авиационного отряда, действовавшего на Западном фронте. В июне того же года его переводят в авиационный отряд Гвардейского корпуса, а через год, 22 июля 1916 года, командование просит перевести опытного пилота в истребители «ввиду выдающихся способностей прапорщика Ефимова управлять быстроходными самолетами». Это ходатайство было удовлетворено, и в конце лета Михаил Ефимов уже служил летчиком в 4-м отряде истребителей на Румынском фронте, где летал на одной из лучших машин того времени — одноместном «Ньюпоре XI».

На фронте Михаил Ефимов провел в общей сложности чуть меньше двух лет, успев за это время стать полным кавалером солдатского Георгиевского креста и заслужить орден Святой Анны третьей степени с мечами. В начале 1917 года его отправили обратно в Севастополь, на должность флагманского летчика гидроавиации Черноморского флота — делиться уникальным опытом с молодыми авиаторами. На Черном море Ефимов встретил и Февральскую, и Октябрьскую революции, после которых стал одним из первых красных военлетов. За это свое решение первый русский летчик в конце концов поплатился жизнью. Во время немецкой оккупации Крыма он провел год в заключении, после освобождения вернулся к полетам (по некоторым данным, Ефимов был флагманским летчиком при комиссаре гидроавиации), но во время отступления Красной армии в 1919 году не успел эвакуироваться вместе с основными частями и остался в Одессе. Его арестовали и вскоре расстреляли, вывезя на шлюпке в море. До своего 38-летия первый русский дипломированный пилот и один из самых знаменитых отечественных летчиков начала ХХ века не дожил всего пару месяцев…

«Луна-20»: узнать, из чего состоят лунные материки Далее в рубрике «Луна-20»: узнать, из чего состоят лунные материки14 февраля 1972 года в путешествие к спутнику Земли отправилась станция, которая впервые в мире доставила материковый образец реголита

Комментарии

14 февраля 2016, 22:59
Какой серьезный скачок, сделала мировая авиация за последние 100 лет, удивительно
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Расширяйте круг интересов!
Мы пишем об истории, обороне, науке и многом другом. Подписывайтесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»