М-4: первый в мире стратегический реактивный бомбардировщик
Cоветский реактивный стратегический бомбардировщик М-4. Фото: ru.wikipedia.org

Cоветский реактивный стратегический бомбардировщик М-4. Фото: ru.wikipedia.org

20 января 1953 года впервые поднялся в небо советский конкурент американского В-52, вставший в строй на несколько месяцев раньше соперника

Атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки возвестили о начале эры ядерного оружия. Но бомбу мало было изобрести и изготовить — ее нужно было доставить до места бомбардировки. А именно с этим у противников по новой, «холодной» войне возникли проблемы. И в СССР, и в США хватало современных бомбардировщиков, способных наносить мощные удары — но не было таких, которые достали бы до врага, оставаясь неуязвимыми на своей территории. Для этого требовались самолеты, способные быстро пересечь океан. И создавать их надо было с нуля.

Первыми за разработку таких крылатых машин взялись американцы. И неудивительно: они уже обладали атомной бомбой, а кроме того, имели богатый опыт создания дальних бомбардировщиков для войны в Европе. Контракт на разработку и постройку стратегического реактивного бомбардировщика, способного доставить ядерное оружие на территорию Советского Союза, фирма «Боинг» получила в июне 1946 года, выиграв конкурс проектов.

В СССР только в августе 1949 года произвели подрыв первой собственной атомной бомбы, и потому всерьез работами над созданием средств ее доставки озаботились лишь после этого. К тому же самые срочные потребности в них уже были удовлетворены: незадолго до первого советского атомного взрыва в строй вступили тяжелые «стратеги» Ту-4, являвшегося почти точной копией (за исключением собственной радиостанции, а также более мощных моторов и пушечного оборонительного вооружения) американского В-29.

Но Ту-4 имели дальность всего 5000 км, а значит, размещать их надо было как можно ближе к противнику — то есть под угрозой внезапного удара, подобного ударам 22 июня 1941 года. И задача создания самолета, который базировался бы в глубине страны, в безопасном отдалении от противника, оставалась актуальной — и с каждым месяцем все более важной.

По традиции первым к решению проблемы привлекли главного специалиста по советским бомбардировщикам — авиаконструктора Андрея Туполева. Но он, как ни странно, отказался от высокой чести, несмотря на то, что задачу ему ставил сам Иосиф Сталин. Свой отказ Туполев аргументировал просто: создание подобного самолета в настоящий момент невозможно, поскольку имеющиеся двигатели не обеспечат нужную дальность, а турбовинтовые — скорость и высоту полета. И тогда за дело взялся один из его учеников, завкафедрой МАИ Владимир Мясищев. Несмотря на то, что его ОКБ № 482 в годы войны не выдало ни одного серийного бомбардировщика, а сам Мясищев был репрессирован и все еще не реабилитирован, готовность конструктора решить поставленный вопрос и аргументированные соображения по поводу этого решения в Кремле сочли достаточным основанием для начала работ. 24 марта 1951 года было подписано постановление правительства №949-469 о проектировании и строительстве нового самолета. Тогда же было воссоздано недавно закрытое ОКБ №23 при московском авиазаводе №23, который и стал производственной базой для новой машины.

Работы над проектом будущего бомбардировщика М-4 начались, когда ОКБ еще даже не было полностью сформировано. Но идеи были ясны, люди, способные воплотить их в металле, уже работали, и потому проект двигался достаточно быстро. Уже 30 ноября 1951 года был утвержден протокол макетной комиссии, а 15 мая заложили первый опытный самолет.

Согласно задачам, поставленным правительством, и по замыслу создателей, самолет, который до принятия на вооружение имел индекс «проект 25», должен был обладать следующими характеристиками: скорость — до 900-950 км/ч, потолок — 12-13 км, дальность полета — 12 000 км, высокая бомбовая нагрузка, наличие мощного оборонительного вооружения и возможность выполнять задачи в любое время суток и в любую погоду с прицельным бомбометанием выше кромки облаков. В реальности первый в мире строевой стратегический реактивный бомбардировщик М-4 имел такие ТТХ: максимальная скорость — 947 км/ч, практический потолок — 11 км, практическая дальность — 8100 км, боевой радиус действия — 5600 км. Правда, при этом самолет обладал весьма солидным вооружением, как и требовало техзадание. Его нормальная боевая нагрузка составляла 9000 кг, а максимальная — целых 24 тонны. Это с лихвой перекрывало требования военных: если первая советская атомная бомба весила 4,6 т, то серийные образцы — уже по 3,1 т, так что на одном М-4 можно было унести по три бомбы сразу. Плюс мощное вооружение для обороны от истребителей противника: три двуствольных пушечных турели — наверху, внизу и в хвосте, причем верхняя и нижняя полностью перекрывали свои полусферы.

На постройку первого опытного самолета ушло почти полгода. Осенью 1952 года его, разобрав по частям, переправили в Жуковский на аэродром Летно-исследовательского института (ЛИИ), где началась серия наземных испытаний. А впервые в воздух самолет поднял 20 января 1953 года экипаж летчика-испытателя Федора Опадчего: вместе с ним в первый полет отправились еще шесть специалистов.

Американский бомбардировщик В-52

Американский бомбардировщик В-52. Фото: ru.wikipedia.org

А дальше началась гонка. К этому моменту, и в СССР это знали точно, первенец стратегической авиации США — бомбардировщик В-52 — уже вовсю проходил программу летных испытаний. Размер советского ядерного арсенала явно уступал американскому, и значит, оставался единственный шанс снизить размер возможной угрозы с той стороны океана: принять на вооружение средства доставки советских атомных бомб. И с этим удалось справиться. М-4 — такой индекс мясищевский самолет получил при принятии на вооружение — прошел программу летных и государственных испытаний всего за два года. Формально государственные испытания завершились только 25 июля 1955 года подписанием акта, в котором говорилось, что самолет пригоден для использования в строевых частях. Фактически же первый серийный М-4 — правда, и сам этот индекс самолету присвоили только июльским актом, — перелетел из Москвы, где его собрали, на аэродром в Энгельс, где ему предстояло служить, уже 28 февраля 1955 года. Так и получилось, что советский стратегический реактивный бомбардировщик стал первым строевым самолетом такого типа в мире. Ведь американский В-52 начал поступать на вооружение только 29 июня 1955 года!

В общей сложности московский авиазавод №23 выпустил 34 самолета М-4: два опытных и 32 серийных. Все они достались летчикам специально сформированной 4 сентября 1954 года под освоение этих самолетов 201-й тяжелобомбардировочной авиадивизии, базировавшейся в городе Энгельсе. Опыт пилотов этой дивизии, который зарабатывался далеко не просто, послужил потом основой для доработки следующей модификации М-4 — знаменитого мясищевского «стратега» 3М, остававшегося в строю до середины 1990-х годов.

«Шоринофон» — первый отечественный диктофон Далее в рубрике «Шоринофон» — первый отечественный диктофон19 января 1928 года радиоспециалист А.Ф. Шорин запатентовал прибор для записи и воспроизведения звука

Комментарии

19 января 2016, 01:38
Доброго всем времени суток! Не согласен с автором
1. первый полет М-4 20-го января 1953 г., а B-52 - 15 апреля 1952 г.
2. 201-я тяжелая бомбардировочная авиационная дивизия была создана не 4-го сентября, а 15 декабря.1954 г.
24 января 2016, 20:13
Как выяснилось наш самолет оказался в строю позже, несмотря на нелепую попытку автора убедить нас в обратном. А потом мы удивляемся удачным попыткам укротроллинга таких вот статей. Непростительная ошибка для такой серьезной газеты, куда смотрят редакторы и почему и них нет телефона Юрия, если они сами не способны определить где правда, а где историческая неточность?
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
80 000 подписчиков уже с нами!
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в дискуссиях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»