Боевой «Севастополь»
«Севастополь» — линкор русского и советского флота. Фото: ru.wikipedia.org

«Севастополь» — линкор русского и советского флота. Фото: ru.wikipedia.org

29 июня 1911 года на Балтийском заводе в торжественной обстановке состоялся спуск на воду линкора «Севастополь» — первого русского линкора нового, самого современного типа

После неудачной Русско-японской войны 1904–1905 годов, особенно после поражения в Цусимском сражении, Россия осталась практически без флота. Тихоокеанский и Балтийский флоты потеряли самые современные и мощные корабли, лишь на Черном море оставалось достаточное количество эскадренных броненосцев.

Почти сразу после войны, весной 1906 года при Морском министерстве была создана Особая комиссия, призванная осмыслить итоги недавних сражений, пересмотреть воззрения на тактику эскадренного боя и выдвинуть технические требования к новым кораблям. К концу 1907-го Морское министерство проделало эту аналитическую работу и разослало ведущим отечественным заводам и иностранным фирмам приглашение принять участие в конкурсе на лучший проект линейного корабля.

К приглашению прилагалась целая книга, описывавшая тактико-технические требования к новому кораблю: водоизмещение около 19–20 тысяч тонн, скорость хода не менее 21 узла, артиллерийское вооружение главного калибра не менее чем из восьми 305-миллиметровых орудий, толщина броневого пояса по ватерлинии до 203 мм.

В объявленном конкурсе на главный корабль русского флота приняли участие шесть отечественных заводов и 21 иностранное предприятие. К весне 1908 года они представили в общей сложности 51 проект. Лучшими были признаны проекты российского Балтийского завода, германской фирмы «Блом унд Фосс» и итальянской «Ансальдо».

В итоге решено было строить корабли собственными силами, но с учетом новейшего иностранного опыта. В июне 1909 года на судостроительных заводах Петербурга заложили сразу четыре линейных корабля нового типа. Все они получили «звучащие» имена, прославленные в русской военной истории, — «Севастополь», «Петропавловск», «Гангут» и «Полтава».

Новые корабли по своей архитектуре и системам вооружения разительно отличались от прежних эскадренных броненосцев. Длина корпуса каждого составляла более 180 м, а наибольшая ширина достигала почти 27 м. Артиллерию главного калибра составляли четыре башни по три пушки (305 мм) в каждой. Эти 12-дюймовые орудия были изготовлены в Петербурге на Обуховском заводе, они могли производить 2–3 выстрела в минуту, направляя снаряд весом свыше 470 кг на расстояние почти в 30 км.

29 июня (16 июня по ст. ст.) 1911 года на Балтийском заводе в торжественной обстановке состоялся спуск на воду линкора «Севастополь» — головного в заложенной серии. Россия продемонстрировала, что готова строить самые современные боевые корабли нового типа.

Однако завершающие работы заняли еще более двух лет, и только в первой половине 1914-го на «Севастополе» и его «систершипах» (последующих кораблях одной серии) закончился монтаж всех систем и башенных установок. Ходовые испытания прошли уже после начала Первой мировой войны. Линкор «Севастополь» продемонстрировал скорость хода в 24,6 узла (45,6 км/ч) и был введен в состав флота в декабре 1914 года.

Все годы Первой мировой «Севастополь» входил в состав 1-й бригады линейных кораблей, базировавшихся в Гельсингфорсе (ныне Хельсинки). Всю Гражданскую войну линкор простоял в Кронштадте, лишь раз осенью 1919 года поучаствовав в обстреле с моря наступавших на Петроград войск генерала Юденича.

В 1921 году линкор был переименован, получив имя «Парижская Коммуна», которое ему пришлось носить 22 года. В 1929-м бывший «Севастополь» совершил переход из Балтики в Черное море и вошел в состав Черноморского флота, где после революции и Гражданской войны не осталось ни одного линкора. Так «Парижская Коммуна» стала флагманом Черноморского флота — бывший линкор «Севастополь» отныне базировался в городе, в честь которого получил первое имя.

Во время Великой Отечественной войны линкор активно участвовал в обороне Севастополя и Крыма, не раз обстреливая вражеские войска. 31 мая 1943 года ему было возвращено первоначальное имя — «Севастополь».

Только главный калибр линкора за время войны сделал более трех тысяч выстрелов, выпустив по противнику свыше полутора тысяч тонн тяжелых снарядов калибра 305 мм. Зенитки линкора с 1941-го по 1944-й отразили свыше 20 массированных авианалетов вражеских бомбардировщиков.

В честь боевого «Севастополя» была создана песня с такими словами:

Врагам посылая железо и пламя,

Ты с честью сражался в упорном бою.

За город, чье имя ты носишь, как знамя,

За берег родной, за Отчизну свою.

Летом 1945 года линейный корабль «Севастополь» за успешное выполнение боевых задач в годы Великой Отечественной войны был награжден орденом Красного Знамени. Еще целое десятилетие после окончания Второй мировой он оставался в строю, входя в состав Черноморского флота.

И только начало атомной и ракетной эры завершило боевую службу линейного корабля, который более века назад, 29 июня 1911 года стал настоящей победой отечественного военного кораблестроения.

Битва за самый древний город Белоруссии Далее в рубрике Битва за самый древний город Белоруссии29 июня 1944 года началась Полоцкая наступательная операция Красной армии, завершившаяся освобождением белорусского Полоцка

Комментарии

29 июня 2016, 14:31
Севастополи были интересны и противоминной защитой: под башнями дно было даже не двойным, а тройным. Видимо был учтен опыт русско-японской: подрыв на минах Петропавловска и Сикисимы с кажется Ясимой. По опыту ее же броневой пояс был выполнен выше чем у зарубежных сверстников-5,3 м., против 2,5 в среднем, при этом основной и верхний пояс слились, что за рубежом произошло через 1/2 десятилетия у амеров и 20 -25лет у остальных (англичане король Георг 5 и т.д.). При большей высоте бронированного борта (условно не пробитого в бою) угол вхождения пробоин, находящихся выше основного пояса в воду при крене был больше. Т.е. боевая устойчивость возрастала, а противник с меньшей высотой основного(толстого) пояса имел больше шансов сделать "оверкиль". Кроме того Х.Того вел бой на острых курсовых углах и русские снаряды, более легкие чем японские (332 и 386кг.) с большей начальной скоростью (и скоростью встречи с целью) были не эффективны при пробитии борта, а японские более тяжелые и с меньше скорость эффективности не теряли, особенно при попадании в палубу, а небронированный борт тем более.. А Севастополи имели скорость 21,75 узла и 23-24 на форсаже и могли занять выгодную позицию на острых курсовых. В 1911г., получили тяжелые снаряды 471кг, против 332 старых иV762м/с., против 797, их борт почти не имел небронированных мест: над водой примерно до 4 м. (в зависимости от загрузки) основной брони 225мм., выше 127 мм каземат 2,2м. за основным +50мм переборка из цементита и нижеее + 50 мм скос палубы. При бое на острых курсовых на дистанции выше малой (предел средней и дальная) пояс Севастополей не пробивался а их снаряды попадали скорее в палубу, которая тогда почти не бронировалась. С учетом внутреннего пояса (коробчатая схема бронирования) даже борт на борт можно, наверное до 340,343,356мм калибров у противника). Общий вес залпа,5,6 тонн как у 13,5 дюймовых английских линкоров с снарядом 560кг., при этом трех орудийные башни давали дополнительный залп, когда 2-х орудийные (немцы, англичане) уходили на перезарядку, т.е. стреляли интенсивнее на треть. А про Севостополи часто пишут слабобронированные, морально устаревшие при вступлении в строй видно авторы не слыхали про курсовые углы, зону свободного маневрирования вытекающую их наваль и эффектив лимит, коробчатое бронирование (французы его на Дюнкерке, Страссбурке, ришелье, Клемансо повторили на горизонтальном бронировании.
29 июня 2016, 14:32
На последующих измаилах основной пояс вырос до 237мм, второй слой то же возрос: скосы были 75 переборку не помню, кажется то же. Калибр 356 при снаряде 748кг., при V 731м/с.,(англичане 719 1 мировая, 722 2-я, при не знаю, но скорее всего 780-790м.с., и не ниже 757) Скорость 24-26узлов. А англичане орудия Измаила критиковали - слабая пробиваемость в борт на малых дальностях т.е. изначально острые курсовые и стрельба в палубу они универсальные орудия делали для всех дистанций и ракурсов, при этом уделяли особое внимание точности их 15 дюймовки имели вес 80 тонн, против российских76, и 45 калибров против 50, т.е. подкрепление было солиднее и детонационную волну гасило лучше правда и созданы они были к 2 мировой . Вес залпа Измаилов 8,9 тонн. Тем же путем пошли амеры на Норт Кэролайнах и Саут Дакотах с 406мм. 701м/с, при 1225кг. Дальномеры на россияназ 6 метров база, у немцев4, англичан 3,57. Только японцы переплюнули к 1918 на нагато Мутсу -8м. Кстати пробиваемость Севостополей в палубу и во 2 Мировую была приличной.
29 июня 2016, 14:32
В последующем, Тяжелый крейскр Севостополь/Кронштадт, так же был рассчитан на острый курсовой имея за 7, под 8 лошадей на тонну, против 4 у современников Дюнкерк, Шарнхорст, Гнейзенау. Так же принцип максимального узла входа в воду был реализован на типе Советский союз, 23 проект кажется, только войне не позволила их построить. хотя разрабатывались проекты и на английских принципах с наклонной переборкой ниже ватерлинии ( нижний пояс). Англичане так же реализовали принцип максимального угла на типе король Георг 5 и непостроенном лайоне, при этом максимально заглубив пояс (до 3-метров, актуально с учетом снарядов Ямато и Мусаси и бой с французами в Касабланке это подтвердил), да на Венгарде, кажется то же. Ну а после второй мировой бронированные гиганты уже не строили, кроме легких крейсеров например 68 проекта и типа Киров (Петр Великий 4-й в серии).
29 июня 2016, 14:32
Кстати, на типе Сталинград,. если не ошибаюсь принцип максимального угла входа в воду то же был реализован. интересно: в 1973г., во время очередного арабо израильского кризиса/войны, советские корабли -артиллерийские крейсера и эсминцы, а так же ракетные бегали за амерскими авианосцами. Предполагалось повредить, а может утопить арт/ракетными залпами и добить самолетами ЧФ, через-30-45минут (ракетоносцами и бомберами). Теперь на место 68к, бис пректов ставим Сталинград, что было бы с амерскими авианосцами с учетом боя Шарнохорста и Гнейзенау с аглицким авианосцем??!!!
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях. Только экспертный взгляд на события
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»