«Полтава»: первый линкор Адмиралтейства
«Полтава»: первый линкор Адмиралтейства. Фото: рустрана.рф

«Полтава»: первый линкор Адмиралтейства. Фото: рустрана.рф

26 июня 1712 года в присутствии Петра I адмиралтейские корабелы спустили на воду линейный корабль, построенный по царскому проекту

Русский Балтийский флот ведет свою историю с 1703 года, его главный судостроитель — Адмиралтейская верфь Санкт-Петербурга — младше на год. Первый корабль для моряков-балтийцев сошел с ее стапелей в 1706 году — это был 18-пушечный прам Arcanne. Но первый серьезный боевой корабль, появление которого ярко свидетельствовало о рождении серьезного русского флота на Балтике, появился лишь шесть лет спустя. 26 (15 по старому стилю) июня 1712 года со стапелей Адмиралтейства сошел 54-пушечный линейный корабль «Полтава».

«Полтава» не была первым русским линкором вообще: это гордое звание досталось 58-пушечному линейному кораблю «Гото Предестинация», спущенному на воду Воронежским адмиралтейством 8 мая (27 апреля по старому стилю) 1700 года. Не была «Полтава» и первым линкором на Балтике: еще в 1710 году на Ладоге были спущены на воду четыре линкора типа «Рига» (бывшие, правда, маломаневренными и слабомореходными). Но «Полтава» наследовала и первому, и вторым. С ладожскими линкорами ее роднило предназначение: как и они, первый линкор петербургского Адмиралтейства строился специально для Балтийского флота. А с воронежским — личности создателей: как и «Гото Предестинацию», «Полтаву» проектировал лично царь Петр Алексеевич, а руководил строительством обоих кораблей мастер Федосей Скляев.

О личности Петра I известно достаточно, чтобы не посвящать ей отдельный экскурс, а вот о Федосее Скляеве стоит рассказать поподробнее. Лучше всего привести выдержки из статьи в 18 томе «Русского биографического словаря» под редакцией председателя Императорского исторического общества Александра Половцова, вышедшего в 1904 году в Санкт-Петербурге. Вот что говорится там о знаменитом корабеле:

«Скляев, Федосей Моисеевич, капитан-командор, лучший судостроитель петровского времени; ум. 10 мая 1728 г. Скляев был видным членом кружка русских моряков и судостроителей, которые вместе с Петром Великим учились за границей и пользовались его дружеским расположением. Впервые он стал известен Петру, как рядовой бомбардир потешных полков, и в 1697 году выбран был в число 30 волонтеров (валентиров) великого посольства. В Амстердаме с августа 1697 г. он несколько месяцев вместе с Петром и Александром Меншиковым изучал корабельное дело на Ост-индском дворе  <…> Скляев вполне оправдал отзыв Петра о нем, как о лучшем корабельном мастере. В 1699—1705 гг. он строил в Воронеже корабли «Предестинацию», или «Божияго Предведения», и «Ластку», под постоянным наблюдением Петра, который сам посещал верфь и отовсюду и из Гродны, и из Вильны, и из Петербурга присылал чертежи (текены) и указания по отделке этих судов. <…> С осени 1705 г. Скляев работал на Петербургской верфи и здесь построил в 1707—1708 гг. по чертежам Петра 16-пушечную шняву «Лизета», в 1709—1712 гг. под руководством Петра 54-пушечный корабль «Полтава», затем в 1712—1714 гг. 60-пушечный корабль «Нарва», в 1712—1717 гг. 60-пушечный корабль «Ревель», оба в 145 фут, в 1716—1721 гг. 83-пушечный корабль «Фридемакер» и еще несколько кораблей, фрегатов и шняв меньших размеров».

Стоит ли удивляться, что большинство иностранцев, которые видели «Полтаву» на ходу, под парусами, восторженно отзывались о ней, хотя и отмечали, что корабль имеет непривычно узкую корму: дескать, с такой ему трудно будет в долгих океанских плаваниях. Но первый линейный корабль Адмиралтейства и не планировалось использовать в таких долгих путешествиях. Его главной задачей было укрепление Балтийского флота и активное участие в морских баталиях Северной войны — а они не отличались переходами на слишком большие расстояния. Куда важнее было вооружить корабль по-настоящему современной артиллерией и сделать его малоуязвимым для попыток абордажа.

С этой задачей Петр Алексеевич и Федосей Скляев, который тоже участвовал в разработке проекта нового линейного корабля, справились отменно. Борта «Полтавы» примерно от середины резко заваливались внутрь, что осложняло любые попытки абордажа и одновременно обеспечивало отличную защиту экипажу корабля от подобных попыток. Что же касается артиллерии, то Петр с самого начала запланировал вооружить новый корабль новыми же пушками. Эти орудия, благодаря иным пропорциям, отличались меньшим весом при том же калибре, что и пушки прежнего поколения, а значит, можно было поставить их больше — или установить орудия большего калибра. Именно так и поступили на «Полтаве»: по первоначальному проекту, на ней собирались установить двадцать два 18-фунтовых, двадцать два 8-фунтовых и восемь 3- или 4-фунтовых орудия. Но в конечном итоге корабль получил двадцать два 18-фунтовых, двадцать 12-фунтовых и двенадцать 6-фунтовых пушек, благодаря чему общий вес полного залпа одним бортом равнялся 354 фунтам — весомый показатель!

Хотя работа над проектом «Полтавы» была завершена только в 1709 году, незадолго до ее закладки, заготовка леса для корабля началась существенно раньше — в январе 1708 года. Конечно, в тот момент никто не думал, что дубовые доски и бревна готовятся именно для первого адмиралтейского линкора — но именно они тщательно подбирались под наблюдением самого Федосея Скляева все лето и осень 1708-го. Так что к моменту окончания работы Петра I над проектом линейного корабля в запасе у адмиралтейских корабелов имелся достаточный запас отлично высушенного леса.

Именно из него и начали строить корабль, который 15 (4 по старому стилю) декабря 1709 года заложили на стапелях Адмиралтейства. Вот как описывает закладку «Полтавы» лично наблюдавший за ней датский посланник Юст Юль в своих «Записках датского посланника в России при Петре Великом»: «15-го. После полудня я отправился на адмиралтейскую верфь, чтобы присутствовать при поднятии штевней на 50-пушечном корабле, но в тот день был поднят один форштевень, так как стрелы (козлы) оказались слишком слабы для подъема ахтерштевня 84. Царь, как главный корабельный мастер (должность, за которую он получает жалованье:), распоряжался всем, участвовал вместе с другими в работах и, где нужно было, рубил топором, коим владеет искуснее, нежели все прочие присутствовавшие там плотники. Бывшие на верфи офицеры и другие лица ежеминутно пили и кричали. В боярах, обращенных в шутов, недостатка не было, напротив, их собралось здесь большое множество. Достойно замечания, что, сделав все нужные распоряжения для поднятия форштевня, царь снял пред стоявшим тут генерал-адмиралом шапку, спросил его, начинать ли, и только по получении утвердительного ответа снова надел ее, а затем принялся за свою работу. Такое почтение и послушание царь выказывает не только адмиралу, но и всем старшим по службе лицам, ибо сам он покамест лишь шаутбенахт (старший офицер флота рангом ниже вице-адмирала; именно это звание носил Петр I, часто пользовавшийся в морских делах псевдонимом «шаутбенахт Петр Михайлов». — РП). Пожалуй, это может показаться смешным, но, по моему мнению, в основании такого образа действий лежит здравое начало: царь хочет показать прочим русским, как в служебных делах они должны быть почтительны и послушливы в отношении своего начальства. С верфи царь пошел в гости на вечер к одному из своих корабельных плотников». Стоит добавить: этим корабельным плотником, судя по всему, как раз и был Федосей Скляев, в то время пользовавшийся особым благоволением императора.

В том, что только что заложенному кораблю царь Петр Алексеевич дал имя «Полтава» в честь важнейшей победы Северной войны, нет ничего удивительного. Примечательнее другое: то, что поначалу лес для постройки готовили на Ладоге, а в Петербург перевезли только летом 1709 года, было прямым следствием полтавской виктории. Швеция, король которой Карл XII после сражения попал в плен, явно ослабела, и русский царь рискнул затеять строительство настоящего линкора в Петербурге, не опасаясь уже вражеского рейда.

На постройку корабля ушло почти три года, поскольку заранее заготовленного запаса сухого леса, как всегда, оказалось недостаточно; впрочем, недостаточным оказался и запас многих других материалов и элементов, хотя их по царскому поручению заготовили в большом количестве. Сказывался недостаток опыта кораблестроения у большинства работников Адмиралтейства, да и логистические проблемы того времени мало отличались от таковых сегодня. Но в итоге к 26 июня 1712 года корабль был готов. Корму его украшали резные деревянные щиты, аллегорически рассказывавшие о победе русского оружия под Полтавой. На церемонии спуска, как отмечают хроники начала XVIII столетия, «были: царевны Екатерина Алексеевна, Наталья Алексеевна и все царской фамилии, также г. адмирал, вице-адмирал, английский посол и прочих дворов посланники, сенаторы и прочие знатные персоны. До самой ночи довольно веселились».

Через полтора месяца, в конце августа, «Полтаву» перевели от стенки Адмиралтейства в гавань на острове Котлин (до закладки собственно Кронштадта оставались еще 11 лет). Там линейный корабль окончательно достроили и оснастили, и 2 мая 1713 года линкор отправился в свою первую кампанию — в крейсерство к Березовым островам, в составе котлинской эскадры вице-адмирала Корнелиуса Крюйса. До августа 1717 года корабль участвовал во всех кампаниях, пока во время погони за шведским капером не села на мель, получив заметные повреждения. На ремонт «Полтава» встала к стенке Адмиралтейства и вновь вернулась к Котлину в апреле 1720 года. Но 9 мая 1721 года во время шторма линкор потерял две мачты и встал на ремонт в гавани Котлина, а с 1723 года перестал выходить в море совсем: как писала Адмиралтейств-коллегия, «оный корабль хотя б готов, однако ж в компании лутче ему не быть, понеже стар и недействителен в море». Два года спустя корабль разоружили, и следующие семь лет он простоял в ожидании ремонта, которого так и не дождался, и был разобран…

Первое исполнение песни «Священная война» Далее в рубрике Первое исполнение песни «Священная война»26 июня 1941 года в Москве, на Белорусском вокзале, для уходящих на фронт солдат впервые была исполнена песня «Священная война»

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Не пропустите лучшие материалы!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»