Новости – Русские победы
Русские победы
Лидер российского авиастроения
Павел Сухой (второй справа) среди работников конструкторского бюро. Фото: amyat.narod.ru
5 марта 1940 года образовано знаменитое конструкторское бюро Сухого — и ныне один из ведущих научных центров нашей боевой авиации
4 марта, 2016 00:00
4 мин
Свыше половины самолетного парка современных ВВС России составляют машины, которые были разработаны в конструкторском коллективе, созданном в 1940 году выдающимся советским авиастроителем Павлом Осиповичем Сухим. Это различные модификации истребителей семейства Су-27, штурмовики Су-25, фронтовые бомбардировщики Су-24, самолеты палубного базирования Су-33 и другие. Всего же за семь десятков лет построено более 11 тысяч машин с литерами «Су» на борту. Две тысячи самолетов были поставлены в два десятка стран мира. В начале XXI века компания «Сухой» является безусловным лидером российского авиастроения.
А начиналось все почти век назад, в далекие 20-е годы минувшего столетия. По окончании Гражданской войны, в 1921 году, в Москву на учебу в Техническое училище приехал 26-летний уроженец Белоруссии, бывший артиллерист Павел Осипович Сухой. Днем он учился, а по вечерам подрабатывал чертежником в конструкторском бюро, разрабатывавшем дирижабли.
Заканчивая учебу, Павел Сухой перешел на работу в Экспериментальный отдел Центрального аэрогидродинамического института, где под руководством Андрея Туполева, одного из ведущих авиаконструкторов СССР, проектировались новые модели самолетов. Вскоре Сухой становится заместителем Туполева, участвуя под его началом в создании первых советских истребителей и рекордных самолетов.
ОКБ Сухого берет свое начало с бригады № 4 Центрального аэрогидродинамического института, которую создал и возглавил Павел Сухой в 1930 году. Именно с этой бригадой он создает рекордный самолет РД, на котором знаменитый советский летчик Михаил Громов установил абсолютный мировой рекорд тех лет по дальности полета, преодолев за 62 часа свыше 10 тысяч километров.
В 1939 году конструкторская бригада Сухого была переведена из Москвы на завод в Харьков, чтобы наладить производство ближнего бомбардировщика Су-2, первого серийного самолета из «семейства Сухих». Почти 800 этих машин примут участие в первых воздушных боях Великой Отечественной войны.
Но еще до начала войны бригаду Сухого по распоряжению Комитета обороны при правительстве СССР вернут в Москву, и 5 марта 1940 года она будет преобразована в конструкторское бюро. Именно с этого дня ведется отсчет истории знаменитого ОКБ как самостоятельного научно-конструкторского центра отечественного авиастроения.
В годы войны под руководством Сухого создан экспериментальный бронированный штурмовик Су-6, а в послевоенные годы Сухой в числе первых советских авиаконструкторов, возглавивших работы в области реактивной авиации, создал несколько опытных реактивных истребителей. Построенный в 1955 году реактивный истребитель Су-7 обладал скоростью полета, вдвое превышавшей скорость звука. Всего же непосредственно под руководством Павла Сухого было разработано более 50 конструкций самолетов.
С начала 60-х годов приоритетной задачей Конструкторского бюро Сухого стало проектирование принципиально новых реактивных самолетов со стреловидным и треугольным крылом. В 70-е годы прошлого века ОКБ Сухого создает проект самолета с крылом изменяемой геометрии, а в следующем десятилетии именно ОКБ Сухого осуществляет прорыв в области маневренности реактивных боевых самолетов.
Например, такой сложнейший маневр высшего пилотажа, как «кобра Пугачева», когда самолет «встает» в полете носом вверх и некоторое летит вперед нижней плоскостью, выполняется только на самолетах Су-27, Су-30, Су-33 и Су-35. Аналогично лишь самолеты «Су» способны выполнить фигуру высшего пилотажа «Колокол», когда самолет в полете становится носом вверх, гася скорость почти до нуля и, «проваливаясь» вниз, опрокидывается носом к земле, при этом раскачиваясь подобно языку колокола.
Необходимо понимать, что все подобные фигуры высшего пилотажа нужны не только для красоты и развлечения зрителей авиационных шоу — они жизненно необходимы в реальных боях. Например, фигура высшего пилотажа «Колокол», исполнить которую способны лишь современные воздушные машины «семейства Сухого», позволяет самолету буквально исчезнуть с радаров и уйти от ракет с радиолокационным наведением на цель.
Родившееся 4 марта 1940 года ОКБ Сухого ныне является крупнейшим авиационным холдингом России, а самолеты семейства «Су» остаются передовыми образцами мирового рынка вооружений, составляя основу боевой авиации нашей страны.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости