Первая летающая лодка СССР
Гидросамолет МБР-2. Фото: militariorgucoz.ru

Гидросамолет МБР-2. Фото: militariorgucoz.ru

3 мая 1932 года состоялся первый полет гидросамолёта МБР-2, открывшего эру массового производства «летающих лодок» в нашей стране

До революции 1917 года Российская империя была пионером в деле разработки гидросамолетов, способных взлетать и садиться на воду. Еще в 1913 году выдающийся русский авиационный инженер Дмитрий Павлович Григорович создал первую в мире «летающую лодку» специальной конструкции.

За время Первой мировой войны русская армия получила почти 400 «летающих лодок» М-5 и М-9 конструкции Григоровича. Однако за годы войны летные характеристики первых российских гидросамолетов отстали от их зарубежных аналогов.

Несколько десятков устаревших «летающих лодок» Григоровича использовались в СССР до второй половины 20-х годов прошлого века. Но с началом индустриализации потребовалось создать новый отечественный гидросамолет с техническими характеристиками, отвечающими новому уровню развития авиации.

Разработкой такой машины занялся выпускник авиационного отделения кораблестроительного факультета Ленинградского политехнического института, молодой 28-летний инженер Георгий Михайлович Бериев. В 1931 году он приступил к проектированию самолета МБР, «морского ближнего разведчика».

Первоначально предполагалось, что эта новая «летающая лодка» будет иметь самую современную цельнометаллическую конструкцию из алюминия. Однако отечественная промышленность еще не могла производить этот легкий металл в нужных количествах, и Георгий Бериев решил делать свой «морской ближний разведчик» деревянным, максимально простым и недорогим в производстве, рассчитанным на массовый выпуск.

Модели различных вариантов самолета и формы его корпуса, игравшего роль «лодки» при посадке и взлете с воды, многократно испытывались в аэродинамических трубах и специальном бассейне для опытов в ЦАГИ, Центральном аэрогидродинамическом институте имени Жуковского в Москве. В разработке проекта Георгию Бериеву помогал и Дмитрий Григорович, первый создатель отечественных гидросамолетов.

Опытный экземпляр «летающий лодки» Бериева был собран в начале 1932 года и получил индекс МБР-2. Весной разобранный гидросамолет по железной дороге доставили в Севастополь для морских и воздушных испытаний.

Испытания начались 3 мая 1932 года. Позднее сам конструктор так описывал первый полет своего детища:

«Заработал двигатель, и гидросамолет начал выписывать красивые восьмерки на воде. Установив поведение машины на рулёжках, летчик начинает проверять ее на пробежках, постепенно наращивает скорость и доводит ее чуть ли не до взлетной – самый ответственный момент… Летающая лодка быстро набирает скорость на разбеге, секунд через двадцать легко отрывается от воды – и., взмывает в небо! У всех вырвался вздох облегчения: “Летит, родимая!” Через восемь минут полета испытатель безукоризненно выполняет приводнение и сразу же идет на повторный взлет. Через четырнадцать минут вновь посадка – на бухту с моря надвигалась сплошная молочная стена тумана. Гидросамолет без помощи катера-буксировщика подруливает к самому берегу, и я слышу первую оценку летчика: “Машина отличная. Жить будет!”»

Гидросамолет МБР-2 был принят на вооружение нашего флота и авиации. Серийное производство этой «летающей лодки», вооружённой 4 пулеметами и 600 кг бомб, началось на авиационном заводе в Таганроге. Помимо военного варианта производилась и пассажирская модификация МБР-2, известная под индексом МП-1.

Пассажирские варианты «морского ближнего разведчика», оборудованные 6 креслами в комфортабельном салоне, в 30-е годы прошлого века широко использовались на Крайнем Севере и в районах Сибири, изобилующих реками и озерами, где трудно было найти место для сухопутных аэродромов.

Всего до 1941 года было произведено 1365 экземпляров МБР-2, включая пассажирские модификации. Так этот самолет стал первой, по настоящему массовой летающей лодкой», выпущенной в нашей стране.

Самолеты МБР-2 активно применялись в годы Великой Отечественной войны для разведки и аэрофотосъемки местности, особенно на черноморском театре военных действий. Использовались они и как ночные бомбардировщики и противолодочные самолеты, эффективные в поиске вражеских субмарин. А пассажирские модификации этого самолета активно использовались для поддержки партизанских отрядов, особенно на северо-западе нашей страны. «Летающие лодки» сотни раз вылетали во вражеский тыл, где садились на многочисленные озера, доставляя партизанам боеприпасы, оружие, продовольствие и медикаменты.

В СССР гидросамолёты МБР-2, прозванные летчиками «амбарчики», использовались до 1950 года. Но последнее боевое применение этих машин состоялось во время войны на Корейском полуострове в 1950-54 годах. Переданные советскими специалистами «летающие лодки» Бериева с успехом использовались северными корейцами в ночных налетах на позиции армии США, ведь американские радары с большим трудом могли обнаружить цельнодеревянные МБР-2.

Так наш первый по-настоящему массовый гидросамолёт оказался простым и дешевым в производстве, но очень эффективным инструментом морской авиации. «Ближний разведчик» Бериева, МБР-2, впервые поднявшийся с черноморской волны в воздух 3 мая 1932 году, по праву стал одной из русских побед.

Флагман отечественного автопрома Далее в рубрике Флагман отечественного автопрома2 мая 1930 года состоялась закладка Нижегородского (Горьковского) автомобильного завода (ГАЗ), одного из ведущих гигантов отечественной автопромышленности

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Дискуссии без купюр.
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в обсуждениях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»